Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Катар спровоцирует распад ОПЕК?

Катар спровоцирует распад ОПЕК?

Катар планирует выйти из Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в начале следующего года. Об этом сообщили СМИ со ссылкой на главу Минэнерго эмирата Мухаммеда бен Салеха ас-Сада.

"Катар решил выйти из ОПЕК с 1 января 2019 года, в понедельник проинформирует об этом организацию", - приводит РИА Новости слова Ас-Сада.

Напомним, в конце 2016 года в Вене ОПЕК и ряд не входящих в картель стран (ОПЕК+) договорились о сокращении добычи нефти на 1,8 млн баррелей в сутки с уровня октября 2016 года. В начале декабря состоится очередная встреча ОПЕК+, на которой, как ожидается, члены сделки вновь рассмотрят вопрос возможного сокращения объемов нефтедобычи в 2019 году.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, решение Катара является в первую очередь политическим и связано с длительным конфликтом с Саудовской Аравией. "Экономики тут мало, поскольку Катар не играет большой роли на нефтяном рынке – это крупнейший производитель и экспортер сжиженного природного газа, но нефти он экспортирует и производит крайне мало. 80 млн т ежегодной добычи, из которых потребляется 13 млн т, – это очень мало. Выход Катара из ОПЕК, контролирующего, в основном, именно производство и экспорт нефти, не означает, что страна резко нарастит объемы добычи – у нее нет таких возможностей. Катар просто демонстрирует Саудовской Аравии, что Эр-Рияд над ним не властен", - пояснил он.

"Катар не боится того, что ему сократят квоту на добычу, так как там сокращать почти нечего, но хочет показать, что он находится в оппозиции Саудовской Аравии и не зависит от решений саудитов. Таким образом, выход Катара из ОПЕК не означает ни существенного увеличения предложения на мировом рынке, ни перспективы лавинообразного развала картеля. Остальные страны прекрасно понимают, что, если они выйдут из ОПЕК и картель развалится, вместе с этим распадется и формат ОПЕК+, а это приведет к неконтролируемому росту объема нефтедобычи в крупнейших экспортерах, из-за чего цены на нефть упадут и всем от этого будет очень плохо. Минусы развала ОПЕК перевешивают плюсы свободного плавания, и позволить себе такой ход могут только государства с незначительными объемами нефтяного производства", - подчеркнул Игорь Юшков.

Вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Валерий Бессель также обратил внимание на несущественность ухода Катара для ОПЕК. "Катар несравним с основными участниками картеля по уровню добычи нефти. Скорее, это попытка развязать себе руки с точки зрения торговли нефтью, возможно, они хотят увеличить свою квоту на Китай в силу санкционных ограничений, которые наложены на Иран. Между арабским миром и Ираном всегда существовали противоречия, они уходящие настолько далеко в прошлое, что сейчас их никто не способен преодолеть. И пока есть возможность, почему бы Катару не продать больше нефти и больше заработать на санкциях против Ирана в обход квот ОПЕК?", - сказал он.

"К новостям из картеля не стоит относиться слишком серьезно, так как его договоренности не носят юридически обязывающего характера. Договор 2016-2017 годов снизил общую нефтедобычу в ОПЕК всего на 27 млн т в год, что незначительно с точки зрения мировой нефтедобычи в 4 млрд т нефти в год. Это было лишь создание информационного повода, оказавшего позитивное влияние на рост цен на нефть. И сейчас мы тоже имеем дело с информационным поводом, который при рыночной экономике влияет на цены на нефть, хотя и несущественно, ведь основным трендом по-прежнему остается соотношение спроса и предложения. Предложение сейчас по нефти есть, спрос оно удовлетворяет, и цены находятся на очень комфортном для всех уровне $60-70 за баррель, это то, как мы и рассчитывали", - заключил Валерий Бессель. 

Источник: Вестник Кавказа, 03.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики