|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергоэксперт рассказал, в каком случае Газпром выиграет от строительства Baltic Pipe Энергоэксперт рассказал, в каком случае Газпром выиграет от строительства Baltic PipeОператоры газотранспортных систем Польши и Дании приняли инвестиционное решение о строительстве газопровода из Норвегии. Выстраданный поляками проект Baltic Pipe, начало которому было положено в далеком 2001 году, постепенно подходит к стадии реализации. О том, что означает это решение для Польши, Прибалтики и украинской газотранспортной системы (ГТС) и том, сумеет ли Норвегия потеснить «Газпром» на энергетическом рынке Европы, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав МИТРАХОВИЧ. — Г-н Митрахович, российские эксперты зачастую говорят о Baltic Pipe как о чисто политическом проекте. На Ваш взгляд, поляки могут извлечь из него какую-то выгоду? — Baltic Pipe, конечно, выглядит более целесообразной инициативой, чем польский терминал для регазификации сжиженного природного газа [в Свиноуйсьце]. СПГ для Польши с точки зрения экономики невыгоден совершенно. Теоретически те объемы газа, которые поляки могут получить из Норвегии через Данию, можно использовать в качестве аргумента для торга с «Газпромом». С его помощью можно попробовать снизить цену в новом контракте.Но я бы не стал говорить, что Россия как-то пострадает от реализации Baltic Pipe. Норвегия не может увеличить добычу газа, поэтому для организации поставок в Польшу ей придется перенаправить эти объемы. Германия рискует недополучить норвежский газ. Это значит, что она начнет закупать больше продукции «Газпрома». Россия как крупный игрок в этом регионе не проиграет. Baltic Pipe / Фото: wikimedia.org Выиграет ли Польша? Не думаю. Норвежский газ не дешевле, чем российский. Максимум, чего может добиться Варшава, — это какая-то небольшая скидка в новом контракте. Зато на новую инфраструктуру придется потратиться. Я не думаю, что проект быстро окупится и экономика Польши останется в плюсе. Но это политическая позиция польских властей. Взят курс на поиски замены российскому газу. Думаю, поляки будут его придерживаться. — Есть ли вероятность, что новая труба будет построена, но при этом не будет загружена? — Бывают такие истории. Часть газопроводов стоят пустыми или полупустыми, причем это происходит нередко. Речь идет о тех трубах, которые были построены при финансировании со стороны европейских фондов. Как будет в этом случае, сказать трудно. Сейчас говорят о максимальной мощности в 10 миллиардов кубометров в год, хотя предварительно законтрактовано только 7,8 миллиарда. О точных цифрах говорить пока рано. Но можно с уверенностью сказать, что увеличить добычу норвежского газа не получится, придется перенаправлять объемы с западного направления. И на каком-то этапе немцы могут сказать, что их это не устраивает. Все будет зависеть от того, какая ситуация с потреблением газа сложится в конкретных регионах Германии — мы ведь говорим о том, что будет через несколько лет. Я вполне допускаю, что Baltic Pipe будет не полностью загружен. Но в газовом бизнесе, повторюсь, такое бывает. В России, к примеру, тоже не полностью загружен газопровод «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». — Ходят разговоры о том, что Норвегия не только не будет наращивать добычу газа, но и начнет планомерно ее снижать. Соответственно, цены на норвежское голубое топливо должны пойти вверх. — О Норвегии уже лет десять говорят, что она вышла на плато добычи газа. Сейчас она находится на этом уровне: не поднимается и не опускается. Есть много прогнозов о том, что будет в дальнейшем (мы не можем делать выводы на основе статистики одного-двух лет). Варианты возможны разные, но я повторю, что добыча норвежского газа в лучшем случае останется на прежнем уровне. В худшем — будет уменьшаться. Если добыча начнет падать, то Норвегии тем более придется перенаправлять в Польшу объемы газа, предназначенные для Германии, а Германия будет покупать больше газа у России. Сейчас «Северный поток — 2» рассчитан на то, что часть газа (даже большая часть) будет проходить через Германию в Чехию. Немцы, очевидно, будут оставлять его себе, если разительно сократится добыча в Норвегии. России такой сценарий на руку, скажем прямо. Северный поток — 2 / Фото: gazprom.ru Польше в таком случае действительно придется переплачивать, потому что сокращение добычи сделает норвежский газ более дорогим. Норвегии, в свою очередь, будет труднее ввязываться в ценовые войны, а «Газпром» может играть в них сколько угодно. Потенциально у него огромные запасы для снижения стоимости газа. Другое дело, что «Газпром» может не захотеть ввязываться в это соперничество за польский энергетический рынок. Зачем, если эти объемы газа можно будет поставить в ту же Германию? — Может ли Прибалтика (в частности Литва) «присосаться» к Baltic Pipe? — Да, есть проект интерконнектора, который скоро должен быть построен. Долгое время Прибалтийские республики жили на «энергетическом острове» — к ним ничего не шло, кроме продукции «Газпрома». Их это очень раздражало. Сейчас ситуация меняется. Но сам факт наличия интерконнектора не означает, что от него будет какая-то экономическая выгода. Во-первых, нужны деньги, чтобы его построить. Во-вторых, опять-таки никто не гарантирует, что норвежский газ будет дешевле российского. Литва может покупать его через Польшу. Возможно, это будет целесообразнее, чем закупать СПГ на терминале в Клайпеде. Но России это опять же ничем не грозит. Если один из игроков на европейском континенте закупит меньше газа, то другой игрок закупит больше. Красным цветом показан газовый интерконнектор Польша — Литва / Фото: neweuropeinvestor.com У России ведь нет цели, чтобы какая-то страна закупала газ только у нее. Никто не требует этого от Литвы, например. Цель России — просто продавать большие объемы топлива в этом регионе. А Европа в любом случае в этих объемах будет нуждаться. — По «Северному потоку — 2» в Германию пойдет российский газ. По Baltic Pipe в Польшу пойдет норвежский газ. А кому тогда нужна украинская ГТС? — Украинская ГТС страдает от любых альтернативных каналов поставок в Европу. Неважно, о каком газе — норвежском, азербайджанском, американском — идет речь. Газ, который попадает в Европу иначе, чем через украинскую трубу, наносит Украине ущерб. Другое дело, что украинские политики, видимо, не отдают себе в этом отчет. Мы помним, как Порошенко ездил на открытие Трансатлантического газопровода — трубы, которая обходит Украину. Это показатель того, что он хочет создать красивую картинку для своих избирателей, которые не разбираются в вопросах энергетики, а не решать насущные проблемы. В реальности же поставки азербайджанского газа в Европу в обход Украины ничего хорошего этой стране не принесут. — То есть украинскую ГТС действительно давят со всех сторон? — Какие-то объемы в ней сохранятся. Возможно, она пригодится для снабжения части Италии, Словакии, Молдовы. Речь идет о небольших цифрах. Этот вопрос будет согласован после того, как обходные газопроводы выйдут на полную мощность, что произойдет не сразу. Ни «Северный поток — 2», ни «Турецкий поток» не заработают на полную мощность в 2020 году. Для полной загрузки нужно будет ждать еще 2–3 года. В Германии нужно достроить газопровод European Gas Pipeline Link (EUGAL), по которому пойдет газ «Северного потока — 2». Нужна вторая нитка «Турецкого потока». Словом, значимость украинской ГТС будет снижаться постепенно. И со временем мы придем к какому-то минимально необходимому объему поставок (возможно, 30 миллиардов кубов в год). Их удастся согласовать, если отношения между Украиной и Россией окончательно не скатятся в пропасть. И второе условие — участие западного бизнеса. У него может быть такая позиция: «Давайте мы выкупим какую-то часть ГТС, будем ее сохранять и финансировать». А с остальным Украина пусть разбирается сама. То ли сдавать трубу на металлолом, то ли реконструировать для подачи газа внутренним потребителям — это уже ее проблема. Автор: Алексей Ильяшевич Источник: RuBaltic.Ru, 04.12.2018 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|