Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Катар хочет выходом из ОПЕК повысить свой статус на мировом рынке нефти

Катар хочет выходом из ОПЕК повысить свой статус на мировом рынке нефти

Катар с января 2019 года намерено покинуть Организацию стран - экспортеров нефти, заявил министр энергетики страны Саада Шерида Аль-Кааби.
 
Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:
 
Катар вышел из организаций по политическим мотивам, поскольку постоянно находился под давлением Саудовской Аравии. Она считается главным игроком в рамках картеля. Получалось, что саудиты картель лоббировали, а остальные в нём второстепенные и третьестепенные игроки. Катар же хочет быть таким же лидером в рамках глобальных соглашений, как и саудиты, и Россия и играть с ними на равных. По этой причине, желая быть на равных правах, Катар из картеля и выходит. Правда, сейчас ещё не очень понятны особенности его выхода. Может оказаться, что из картеля он выходит, а в рамках соглашения ОПЕК+ остается. Подобный статус – не входит в картель, но в соглашении по регулированию объёма добычи участвует – занимает и Россия. Вполне возможно такому же статусу стремится и Катар. Из второстепенного игрока таким образом он становится переговорщиком ОПЕК+. Пока комментариев по этому поводу он ещё не давал. 
 
Однако даже повысив таким образом свой статус или даже пустившись в самостоятельное плавание, покинув ОПЕК+, существенно на нефтяной рынок Катар не повлияет. Ведь нефть он добывает на максимуме своих возможностей, основная его деятельность это добыча и продажа сжиженного газа и его производной - газового конденсата. На рынке нефти он не такой уж и большой игрок, посравнению со своими соседями. Даже если Катар выйдет из всех соглашений, ещё не значит, что он сможет существенно увеличить свою добычу нефти и качнуть чашу весов предложения на нефтяном рынке, дебалансировав его. 
 
Я думаю, что Катар не сможет существенно нарастить объем добычи нефти. То есть из организаций ОПЕК он выходит для того, чтобы выйти из-под влияния саудитов, с которыми у него традиционно плохие отношения. 
 
В рамках ОПЕК+, скорее всего, будет заключено ещё одно соглашение по сокращению производства. Здесь уже игроком никуда не деться. Ведь если они соберутся и не подпишут подобного соглашения, то цена на нефть упадёт ещё больше и начнётся вторая волна паники на рынке нефти. Сейчас нельзя пускать ситуацию на самотёк – необходимо договариваться. Конечно, будут сложности, кто, сколько и в какие сроки будет сокращать добычу, но факт сокращения участники ОПЕК+ должны подтвердить, иначе ситуация может откатиться к 2014 году, когда все добывали по максимуму и дошли до перепроизводства. Вслед за Катаром навряд ли кто-то захочет выходить из ОПЕК+, так как после пары подобных выходов вся история с соглашениями начнёт рушиться. Минуса от развала картеля значительно больше, чем плюсы, которые страны получат от увеличение объема добычи. Думаю, что Катар это единичный случай и навряд ли он совсем откажется от регулирования объемов добычи.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 03.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики