Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вытек из ОПЕК: выход Катара из организации не несет рисков рынку

Вытек из ОПЕК: выход Катара из организации не несет рисков рынку

По словам экспертов, гораздо большее влиянВыход Катара из ОПЕК с января 2019 года не окажет давления на рынок нефти и цены, рассказали опрошенные «Известиями» эксперты. Влияние этого государства на глобальный баланс спроса и предложения невелико вне зависимости от участия в картеле. По мнению специалистов, гораздо сильнее на нефти сказывается торговая война США и КНР, которая замедляет темпы роста мировой экономики. Ситуация на рынке прояснится после саммита ОПЕК+ в Вене 6–7 декабря, на котором будут обсуждаться меры по дальнейшему ограничению добычи. 

Первый на выход

Катар перестанет быть членом ОПЕК с 1 января 2019 года. Об этом на пресс-конференции в Дохе заявил министр энергетики Саад бен Шрида аль-Кааби. Страна, находящаяся на 11-м месте в картеле, производит примерно 610 тыс. баррелей нефти в сутки, что составляет около 2% от всей добычи ОПЕК. 

— Решение о выходе (из ОПЕК) отражает желание Катара сосредоточить свои усилия на планах по развитию и увеличению добычи природного газа с 77 млн т в год до 110 млн т в ближайшие годы, — заявил министр.

 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

ОПЕК создана в 1960 году нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. Вначале в нее вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла, Катар присоединился к организации в 1961 году. Сейчас в ОПЕК входят 15 стран. Наибольшее количество нефти из суммарной добычи картеля приходится на Саудовскую Аравию (30%), Ирак (13%), Иран (11%), ОАЭ (9%).

 

Котировки нефти слабо отреагировали на такие заявления. Сразу после появления новости цена нефти Brent в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне снизилась на 16 центов, до $62,16 за баррель, что на 4,54% выше уровня закрытия предыдущих торгов. Но уже спустя 20 минут котировки отыграли потери и вернулись к уровню в $62,32 за баррель, или 4,8% выше закрытия торгов пятницы. К 19:30 мск они составили $61,01 за баррель. 

О выходе Катара из организации стало известно за несколько дней до саммита ОПЕК+, который пройдет в Вене 6–7 декабря. На нем планируется принять решение, стоит ли вновь принимать меры по ограничению добычи.

Без эффекта домино

В минувшие выходные президент России Владимир Путин, комментируя встречу на полях саммита G20 с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом Аль Саудом, отметил, что два государства договорились о продлении соглашения ОПЕК+ по контролю за добычей нефти, вопрос по поводу объемов добычи остается открытым.

Решение Катара выйти из нефтяного картеля не стоит связывать с достигнутым соглашением, заявила «Известиям» советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина.

— Катар уже на протяжении нескольких месяцев готовил этот шаг, решение не было спонтанным, — пояснила эксперт, отметив, что совсем без политики в вопросах нефти и газа, тем более на Ближнем Востоке, не обойтись. — Но в большей степени, конечно, Доха руководствовалась экономическими соображениями.

Елена Супонина отметила, что эффекта домино ждать не стоит — выход страны не станет примером для других участников объединения.

— Катар не первая страна, решившая покинуть ряды картеля. Например, Индонезия то выходила, то возвращалась в состав структуры (Джакарта достигла пика в нефтедобыче и окончательно вышла из ОПЕК в декабре 2016 года. — «Известия»). Доха остается главным производителем газа и не делает погоды на рынке нефти. Поэтому вряд ли можно говорить, что она станет примером для других государств. Тем более что в ОПЕК каждая страна вопрос своего пребывания в картеле определяет не исходя из действий другого игрока, а по своим экономическим соображениям, — подчеркнула востоковед.

С ней согласен и ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. ОПЕК+ действует на базе ОПЕК, и развал обеих организаций, по его словам, приведет к существенному снижению цен, а это не нужно ни одной из стран.

Политический вопрос

Игорь Юшков тем не менее уверен, что причины выхода Катара из ОПЕК в большей степени политические, чем экономические: у Катара напряженные отношения с Саудовской Аравией и тот не хочет работать под ее давлением даже формально.

О превалировании политики в решении Катара также говорит и аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

— Я думаю, что это всё политика и следствие катарского дипломатического кризиса. Не исключаю, что многие спекулянты даже стали играть на повышение по нефти из-за ожидания каких-то новостей в этом плане, — отметил аналитик.

Отношения между Саудовской Аравией, де-факто лидером объединения, и Катаром сегодня хуже некуда, поэтому выход последнего из ОПЕК не подольет масла в огонь, считает Елена Супонина. 

Ранее свое членство в рядах организации в разное время уже приостанавливали Габон, по своим запасам занимающий пятое место в Африке, а также Эквадор, обусловивший это нежеланием вносить ежегодно $2 млн в качестве членского взноса в объединение. О возможности покинуть ОПЕК, в случае если санкции США подвергнут удару иранскую нефтяную промышленность, в мае этого года говорил и министр нефти Ирана Биджан Зангане.

На деловых отношениях с Россией решение Катара не скажется, рассказал «Известиям» председатель Российско-катарского делового совета Ахмет Паланкоев.

— В Дохе заинтересованы в поддержании стабильных отношений с нашей страной. Все последние инвестиции Катара в Россию доказывают его положительное к нам отношение, — заявил Ахмет Паланкоев. — Что касается роста конкуренции на рынке газа, добычу которого ближневосточная монархия обещала нарастить, стоит отметить, что у катарцев в этом плане есть свой рынок — это рынок сжиженного газа, а у нас свой — газа трубопроводного. Хотя некоторый элемент конкуренции есть, но к ОПЕК он отношения не имеет.

Останется ли в плюсе 

Выход Катара из картеля потенциально негативен для рынка нефти, считает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Основное предназначение картеля — контроль за ценообразованием. И чем меньше стран в ОПЕК, тем слабее контроль за рынком.

— Тем не менее очевидно, что страна несильно влияет на глобальный баланс спроса и предложения вне зависимости от участия в картеле, — отметил он. 

Выход Катара из ОПЕК не повлияет на мировой рынок нефти, полагает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Решения ОПЕК большого значения уже не имеют, а в соглашении ОПЕК+ Катар сохраняет свои позиции. Соглашение ОПЕК+ контролирует 95–98% международной торговли нефти и 70% — нефтепродуктов, напомнил он.

Сегодня больший интерес вызывает не столько выход Катара из ОПЕК, сколько то, выйдет ли он из ОПЕК+.

— Это гораздо более существенно для сегодняшних реалий, так как воздействовать на рынок можно сейчас только в формате ОПЕК+. Это будет существенный политический ход, — пояснил «Известиям» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

При сохранении позиций в ОПЕК+ Катару могут отдельно прописать ограничения по объему добычи, как для России, считает Игорь Юшков.

— Но даже если Катар объявит, что не подчиняется никаким квотам, существенно нарастить объемы добычи нефти не получится. Государство добывает небольшие объемы по сравнению с остальными ближневосточными странами и не имеет крупных нефтяных месторождений, поэтому качнуть чашу весов в сторону переизбытка предложения не получится, — считает эксперт.

Если цены на нефть немного и уменьшатся на фоне заявлений Катара, то по итогам заседания мониторингового комитета ОПЕК+, где Россия и Саудовская Аравия, как ожидается, объявят о снижении объемов добычи, они снова немного пойдут вверх, считает Игорь Юшков

Тимур Нигматуллин добавил, что локально гораздо большее влияние на рынок нефти, чем Катар, оказывает сегодня торговая война США и КНР, которая замедляет темпы роста мировой торговли, а значит, и мировую экономику.ие на нефть оказывает торговая война США и КНР 

Авторы: Ирина Цырулева, Эльнар Байназаров, Полина Гриценко

Источник: Известия, 03.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики