Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США бьют «катарской дубинкой» по России и Саудовской Аравии

США бьют «катарской дубинкой» по России и Саудовской Аравии

Выход Катара из ОПЕК обусловлен стремлением избавиться от диктата саудитов, которые могли помешать Дохе увеличить добычу СПГ на 40%. С помощью Катара Дональд Трамп оказывает давление на Мухаммеда бен Салмана, отказывающегося снизить добычу, и пытается разбавить российское газовое влияние в Европе

Утром 3 декабря госминистр по делам энергетики Катара Саад бен Шрида аль-Кааби неожиданно объявил о выходе эмирата их ОПЕК с января 2019 года. За три дня до саммита ОПЕК+, на котором Саудовская Аравия и Россия будут продавливать сокращение добычи нефти, чтобы поднять упавшие до 60 долларов за баррель цены на нефть.

Месть за блокаду

Комментируя эту новость, эксперты исходили из двух факторов. Катар – слабейшая по объёмам добычи нефти страна в ОПЕК, а значит, влияния на нефтяной рынок не будет. И второе – это месть Саудовской Аравии, которая объявила эмирату блокаду в 2017 году за его связи с Ираном и планирует вырыть канал, чтобы превратить Катар в остров. И первое, и второе имеет место быть.

"Катар будет сейчас играть на создание газовой ОПЕК, то есть это договоренность с Ираном, Россией, возможно, Алжиром. Я думаю, что Катар отворачивается от остальных монархий Персидского залива и будет играть свою карту, карту «Братьев-мусульман» против саудовских ваххабитов. Доха считает, что сейчас Саудовская Аравия очень слаба, что ее ждут неприятные события. Вероятно, Катар будет давить на Саудовскую Аравию и не хочет себя чувствовать связанным нормами ОПЕК. К тому же, по всей видимости, они сейчас будут заниматься в том числе и вопросами более плотного сотрудничества с Ираном, который под санкциями", - комментирует Царьграду востоковед и экономист Саид Гафуров. 

Важно понять, что Катар отходит от Саудовской Аравии не только из-за конфликта по поводу Ирана - «врага номер 1» для саудитов - и «слабости» Саудовской Аравии, которая находится под прессом из-за «дела Хашукджи». Есть еще одна причина. Но сначала давайте разберем экономические мотивы. 

Как уже отмечалось, Катар – второстепенный игрок на рынке нефти. Добывает 600 тысяч баррелей нефти. Мизер по сравнению с более 11 миллионами баррелей у каждой из трех стран-лидеров: США, Саудовской Аравии и России.

Энергетическая независимость от саудитов и ОПЕК

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков тоже считает решение Дохи политическим, но не в смысле связей с Ираном, а попыток Катара стать равноправным игроком с саудитами в энергетике.

«В рамках ОПЕК Катар находится под определенным давлением со стороны Саудовской Аравии. Они играют первую роль в картеле. Но в ОПЕК+ мы видим, что главную роль играет Россия и Саудовская Аравия. То есть логичнее предложить, что Катар выходит из ОПЕК, чтобы не быть на вторых ролях за саудитами, с которыми у Катара очень плохие отношения. А как раз переходит в формат ОПЕК+, чтобы быть наравне с Россией и Саудовской Аравией. То есть, по сути, он говорит: «Я тоже такой же полноправный участник, я такой же субъект нефтегазовых отношений, как Россия и Саудовская Аравия, и давайте теперь на равных будем втроем заниматься регулировкой объемов добычи и производства», - отметил Юшков, допустив переход Катара в формат ОПЕК+.

Теперь вернемся к скрытым факторам, которые почему-то специалисты игнорируют. Безусловно, Катар с их 2% долей в ОПЕК – «нефтяной карлик». Но на этот же Катар приходится треть мирового и 40% европейского рынка сжиженного природного газа. Qatar Petroleum в сентябре объявила о намерении до 2025 г. увеличить производство СПГ с 4,8 млн баррелей до 6,5 млн баррелей в сутки. И отрицать, что этот процесс не будет бить по ценам, невозможно. Формально обязательства в рамках ОПЕК не распространяются на газ, но Саудовская Аравия как ведущая страна организации оказывает давление на Катар, возможно, по неформальным каналам вынуждая его сдерживать свои «газовые» амбиции.

Катар в сговоре с США

Решение Катара по СПГ ударит по Саудовской Аравии и России. Причем в эту игру Доха играет вместе с Вашингтоном. В апреле 2018-го Дональд Трамп принял Тамим бин Хамад аль-Тани и объявил о том, что Катар «прекратил финансировать терроризм». Хотя еще год назад тот же Трамп обвинял Доху в поддержке «Аль-Каиды» и ИГИЛ, фактически инициировав блокаду эмирата. Важно отметить, что решение по ОПЕК было объявлено после того, как глава катарского МИД Мухаммед бин Абдул Рахман Аль-Тани посетил США, где обсуждал развитие Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

К чему все эти факты? А к тому, что после саммита G20 Трамп понял, что саудовский кронпринц Мухаммед бен Салман, вопреки его требованию не снижать добычу, готов вместе с Владимиром Путиным сокращать производство. Тут Катар и может послужить средством давления на бен Салмана, подрывая ОПЕК, где саудиты играют первую скрипку. Стимулов у Дохи давить на Эр-Рияд предостаточно, учитывая и то, что убитый журналист Джамаль Хашукджи был близок к «Братьям-мусульманам», которых активно поддерживал Катар в «Арабскую весну» в Египте и Сирии.

Удар по России

Что касается России, то увеличение Катаром производства сжиженного природного газа ударит по ценам на нефть и на СПГ. И по тому, что вредно для Москвы – запускаются не только проекты по обычному природному газу, как «Северный поток-2» и «Турецкий поток», но и сжиженному – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». В последнем, между тем, планирует участвовать и Саудовская Аравия. Кроме того, рост экспорта из Катара угрожает лидерству России в Европе, о котором Трамп тоже беспокоится. В перспективе США и Катар могут совместно начать выдавливать российский газ из Старого света, провоцируя параллельно Европу на срыв «Северного потока-2» украинским конфликтом и другими инсценировками.

Так что, за безобидным на первый взгляд выходом «нефтяного карлика» из ОПЕК могут стоят куда более серьезные геополитические игры. В них «переобувшийся в полете» Трамп идет на сближение с бывшим своим противником Катаром, чтобы обуздать нефтяные амбиции саудитов и купировать «газовое» влияние России в Европе. 

Автор: Гасанов Камран

Источник: Царьград, 03.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики