Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва поставила ОПЕК+ под угрозу

Москва поставила ОПЕК+ под угрозу

Отечественные нефтяники не готовы существенно сокращать добычу

Новое соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти находится под угрозой из-за позиции России, сообщает Reuters. По данным источников агентства, ОПЕК и не входящие в картель производители хотели бы сократить добычу как минимум на 1,3 млн барр. в сутки. Но основным препятствием для этого является нежелание РФ существенно уменьшать объемы производства. От нее ждут сокращения как минимум на 250–300 тыс. барр. в сутки. Однако в РФ нефтяники готовы обсуждать снижение только на половину необходимого объема – то есть до 140 тыс. барр. в сутки.

Речь идет уже о третьем периоде действия соглашения ОПЕК+. В 2016 году на фоне падения нефтяных цен до 40 долл. за баррель Россия и некоторые другие нефтяные страны вошли в соглашение с картелем ОПЕК для скоординированного сокращения добычи.

Тогда ориентиром установили снижение на 1,8 млн барр. в сутки к уровню октября 2016 года. Из них Россия «подписалась» на сокращение добычи в 300 тыс. барр. в сутки.

Когда цена с середины 2018 года стала подбираться к 80 долл., пошли разговоры о необходимости, наоборот, нарастить производство, чем Россия и Саудовская Аравия, крупнейшие в мире страны – производители нефти (наряду с США), и занялись с большим удовольствием, наращивая доходы. Довольные друг другом, страны-экспортеры заговорили о необходимости структурировать процесс, создать новую ОПЕК со своей бюрократической структурой и даже отдельным названием. При этом Саудовская Аравия с января говорила о необходимости существенно сократить добычу, за что ее сильно критиковал президент США Дональд Трамп, призывавший снизить цены на нефть, чтобы поддержать мировую экономику. Призывы Трампа нефть услышала, и за два последних месяца цена упала на 30%. И вопрос сокращения добычи снова стал актуальным.

Члены ОПЕК в четверг соберутся в Вене, а в пятницу проведут переговоры с другими нефтепроизводителями, в том числе с Россией, на фоне снижения цен на нефть, вызванного слабостью глобальной экономики и беспокойством о перенасыщении рынка, главным образом из-за роста добычи в США, пишет Reuters. Telegram-канал MarketTwits уточняет, что 5 декабря в Вене будет заседать министерский мониторинговый комитет ОПЕК+, на следующий день соберутся министры стран – членов ОПЕК, а уже 7 декабря состоится заседание министров всех 25 стран – участниц соглашения.

После того как президент Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита G20 в Аргентине заявил, что у России и Саудовской Аравии есть договоренность продлить соглашение по ОПЕК+, но пока нет понимания по объемам нефти, рынок стал ждать сокращения, вопрос у всех только, «насколько».

Два источника Reuters в ОПЕК сказали, что центральной темой предварительных переговоров было пропорциональное сокращение добычи на 3–3,5% с уровня октября без каких-либо исключений для участников. Участники торгов обратили внимание на заявление министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха агентству Bloomberg о том, что пока преждевременно говорить о том, сократит ли ОПЕК+ добычу на грядущем заседании. Министр также добавил, что нет определенности по необходимым объемам сокращения добычи.

Причем неопределенность касается не только судьбы нового соглашения, но и всей «структуры» ОПЕК+. Во-первых, разрушается сама ОПЕК, после того как о своем выходе из нее объявил Катар. Да, на эту страну приходится не более 2% от общей добычи картеля (32,9 млн барр. в сутки), зато эмират является мировым лидером по продаже сжиженного природного газа. А за эмиратом могут потянуться на выход и другие (см. «НГ» от 03.12.18). А судя по словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, потихоньку остывает и идея создания ОПЕК-2. В интервью ТАСС он говорил, что решений по созданию отдельного секретариата не принято и скорее всего сохранится действующая система, то есть когда сделкой занимается секретариат ОПЕК.

«Разногласий у Саудовской Аравии и РФ по вопросу сокращения добычи нефти нет, напротив – есть принципиальная договоренность по лимитам, – сказал «НГ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. По его словам, Россия не соглашается на условия Саудовской Аравии по объемам сокращения добычи нефти из-за высокой отраслевой инерции. «Нефтехолдинги несколько месяцев назад начали ускоренно работать над восстановлением производства и запуском новых проектов из-за послаблений по сделке ОПЕК+. Теперь снова назрел разворот. Мы не можем столь же резко, как саудовцы, регулировать добычу. Там гораздо проще процессы с точки зрения консервации и остановки скважин, чем, допустим, в РФ по проектам в Западной Сибири», – поясняет Пасечник.

Вместе с тем эксперт считает, что российские нефтяные компании готовы проявлять гибкую позицию по сокращению-росту добычи. «В отрасли есть понимание, что нужно стратегически смотреть на мировой рынок – хотя в снижении цен игроки, естественно, не заинтересованы, но в целом готовы к сдерживанию. Хотя это, вероятно, потребует и коррекции сроков по запуску новых проектов», – говорит эксперт.

Пасечник не ждет долгоиграющих последствий в виде прекращения работы ОПЕК+. «Едва ли ОПЕК+ прекратит деятельность. Это было бы шоком для рынка. Таких предпосылок пока нет. Лишь американцы могут приветствовать такой сценарий. Хотя тогда от падения цен на нефть и затоваривания рухнет и вся их сланцевая индустрия», – предупреждает эксперт.

Эксперт-аналитик компании «ФИНАМ» Алексей Калачев обращает внимание, что на ситуацию может влиять слишком короткий срок с момента озвучивания политических договоренностей. «О том, что соглашение будет продлено и возможно новое сокращение добычи стало известно только на днях после встречи G20, а встреча представителей ОПЕК+ в Вене начнется через пару дней. Сомневаюсь, что конкретные параметры для утверждения будут подготовлены, а главное, согласованы за столь короткое время. Скорее мы станем свидетелями споров и непростых обсуждений, а само решение о новом снижении нефтедобычи будет перенесено на следующий год», – говорит Калачев. 

По его мнению, дело не только в позиции России, но в противоречиях внутри самой ОПЕК. «Россия может пойти и на большее чем 140 тыс. барр. в сутки сокращение, и 300 тыс. барр. вполне возможно, но это вопрос торга в процессе переговоров и принятия решения на политическом уровне, – продолжает Калачев. – Позиция самой Саудовской Аравии, с одной стороны заинтересованной в более высокой цене нефти, а с другой стороны испытывающей давление со стороны США, противоречива. К тому же споры могут возникнуть вокруг самого принципа распределения квот на сокращение. Многие члены ОПЕК могут не согласиться на пропорциональный принцип. Когда в этом году понадобилось резко нарастить добычу, далеко не все смогли это сделать. Рост нефтедобычи обеспечили в основном Саудовская Аравия, ОАЭ и РФ. И я думаю, некоторые из членов ОПЕК будут настаивать, чтобы именно на эти страны и пришлась большая доля сокращения, а не распределялась на всех одинаково». 

«У России и Саудовской Аравии может не быть принципиальных разногласий, их объединяет то, что нефтяники обычно хотят качать больше сырья, – сказал «НГ» руководитель аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. Вместе с тем эксперт считает, что у России есть возможность не соглашаться на условия Эр-Рияда по добыче нефти, используя в качестве аргумента желание партнера приобрести у РФ оборонную продукцию. Что касается судьбы ОПЕК+, то Крылов предсказывает ей долгие лета. «Формат ОПЕК+, скорее всего, сохранится как это присуще любой бюрократической структуре», – полагает эксперт. 

По мнению главного аналитика «БКС Премьер» Антона Покатовича, с вероятностью в 55% на заседании ОПЕК+ экспортерам удастся принять решение о значительном сокращении нефтедобычи на следующий год. «На наш взгляд, на рынке на сегодняшний день присутствует достаточное количество информации в пользу данного решения. По нашим оценкам, предлагаемое картелем снижение добычи на 1,3 млн барр. /сутки исходит от Садовской Аравии. Предложение в целом аналогично параметрам сделки конца 2016 года – страны-участники пакта должны будут пропорционально снизить объемы добычи на 3-3,5%. Если основываться на «идеальной» сделке (в виде квот из вышеприведённых параметров), то сокращение Саудовской Аравии от октябрьских уровней должно составить порядка 320-370 тыс. барр./сутки, а для РФ – 340-400 тыс. барр./сутки. Однако мы считаем, что такие «равные» объемы сокращения вряд ли будут приняты на 2019 год. Представители РФ на данный момент более склонны к сокращению добычи в объемах 140-150 тыс. барр./сутки и, на наш взгляд, такие уровни квот для РФ вполне могут быть приняты. Основанием для данных предположений служат отличия в ценовых уровнях нефти, которые были бы наиболее комфортны для саудитов и РФ», - говорит Покатович. 

По мнению эксперта «БКС Премьер», для ближневосточного экспортера, государственная политика которого стоит на пути масштабных реформ и требует колоссальных бюджетных вливаний, комфортным уровнем нефти является 80-90 долл/барр. «Для РФ, чей сравнительно консервативный бюджет балансируется на уровнях нефти вблизи 40 долл, как мы полагаем, комфортной ценовой конъюнктурой нефтяного рынка является диапазон в 65-70 долл/барр. Исходя из данных оценок, комфортная цена нефти для саудтиов на 30% выше чем для России. Можно предположить, что в соответствующих пропорциях могут быть «сдвинуты» и итоговые объемы сокращения для обоих экспортеров: объёмы сокращения для саудовского королевства будут на 30% выше «идеальных» квот (в виде снижения на 3-3,5% от октябрьских уровней) и составят порядка 410-490 тыс. барр./сутки, а для РФ на 30% ниже – вблизи 230-280 тыс. барр./сутки», - говорит Покатович.  

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 04.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики