Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Катар выходит из ОПЕК. Что ждет нефтяной рынок?

Катар выходит из ОПЕК. Что ждет нефтяной рынок?

Главным ньюсмейкером начала этой недели стал Катар, который заявил, что с 1 января 2019 г. выходит из ОПЕК – картеля стран-экспортеров нефти. Журналисты и аналитики уже окрестили его «ПровоКатаром». Действительно, событие очень яркое, особенно учитывая, что в последние годы мы привыкли к тому, что все больше государств предпочитают сотрудничать на мировом рынке нефти для поддержания цен. Однако действия Катара в данном случае, скорее всего, мотивированы политическими, а не экономическими основаниями. Подробнее о причинах выхода Дохи из организации и последствиях этого события для ОПЕК и мирового рынка нефтепродуктов читайте в данной статье.

Не стоит считать, что выход Дохи из ОПЕК приведет к существенному падению цен на нефть на мировом рынке. Катар в основном добывает газ, экспортируя в дальнейшем его в сжиженном виде, а также продавая газовый конденсат, добытый вместе с метаном. Страна добывает не так много нефти, как другие члены ОПЕК. Экспорт жидких углеводородов в 2017 г. составил примерно 68 млн т. Для сравнения, все страны ОПЕК в 2017 г. добыли 1860 млн т жидких углеводородов. Т.е. на Катар внутри ОПЕК приходится только 4,3% добычи.

график.png

Источник: BP Statistical Review of World Energy

Даже при выходе Катара из всех соглашений по ограничению добычи страна не сможет увеличить добычу настолько, чтобы изменить баланс спроса и предложения на мировом рынке нефти и сколько-нибудь значимо увеличить перепроизводство.

К тому же пока не ясно, будет ли Доха отказываться от участия в соглашении об ограничении добычи нефти ОПЕК+. Да, они вышли из самого картеля, но можно согласовывать объемы производство и не являясь членом ОПЕК, так, как это делает Россия.

Пока Катар не прояснил, будет ли он оставаться членом соглашения ОПЕК+. Есть основания полагать, что он продолжит соблюдать сделку.

Несмотря на то, что катарские представители уверяют, что страна покидает организацию стран-экспортеров газа исключительно по экономическим причинам, в политическую версию верится охотнее. 

Катар вступил в ОПЕК в 1961 г. В 1965 г. королевство добывало 11,6 млн т нефти и фактически не добывало газа. Естественно, и влияние у катарских шейхов было гораздо меньше, чем сейчас. В настоящее время Катар является мировым лидером по производству СПГ, а получаемая им прибыль позволяет Дохе претендовать как минимум на региональное лидерство. Поэтому оставаться в тени Саудовской Аравии Катар больше не желает. Это уже привело к открытому конфликту двух монархий: саудиты и их союзники в регионе устроили блокаду Катара, которая, впрочем, не привела к каким-либо значимым результатам. Поэтому выход Дохи из ОПЕК можно расценивать как желание повысить свой статус: Саудовская Аравия, являясь лидером в рамках картеля, больше не сможет давить на Катар, а он, в свою очередь, встанет вровень с Россией и Эр-Риядом в процессе переговоров ОПЕК+.

Не последуют ли другие страны – члены ОПЕК примеру Катара? Шансы на это невелики. С одной стороны, ОПЕК как отдельная самостоятельная организация фактически перестала существовать. Картель теперь функционирует только в рамках формата ОПЕК+, т.е. при участии России и других стран, формально не входящих в организацию. С этой точки зрения, не играет никакой роли, входит страна в сам ОПЕК или нет, главное, чтобы она участвовала в договоренностях по сдерживанию добычи ОПЕК+.

С другой стороны, череда публичных выходов стран из ОПЕК приведет к панике: если ОПЕК разваливается, значит, России и ряду других стран придется договариваться не с представителями картеля, а с каждой страной в отдельности. Это повышает риск, что вслед за ОПЕК распадется и расширенный формат. 

А значит, мы вернемся в состояние 2014 г., когда каждая страна добывала столько нефти, сколько могла. Глобальное перепроизводство тогда росло, а цена нефти падала. Повторения этого никто в ОПЕК не хочет.

Таким образом, выход Катара из ОПЕК стоит воспринимать как продолжение конфликта Эр-Рияда и Дохи. Для России это вполне выгодно, так как стороны будут конкурировать за поддержку Москвы. А мы можем получить от ближневосточных монархий инвестиции и уступки на сирийской площадке.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 06.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики