Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Свободные цены на СПГ позволят "Газпрому" конкурировать с независимыми производителями

И. Юшков: Свободные цены на СПГ позволят "Газпрому" конкурировать с независимыми производителями

Правительство изменило ценообразование на рынке сжиженного природного газа (СПГ): "Газпром" получил разрешение продавать газ коммерческим потребителям по свободной цене. На сегодняшний день Правительство устанавливает цену реализации всего газа монополии - как трубопроводного, так и сжиженного, в то время как независимые игроки рынка могут самостоятельно регулировать цены. Из-за этого "Газпром" уже потерял долю традиционного рынка, в случае сохранения текущих правил для развивающегося направления СПГ конкуренты могли потеснить компанию и в этой сфере, об этом рассказал Накануне.RU ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Сегодня СПГ используется на транспорте, направление развивает монополия через "Газпром газомоторное топливо". Это топливо для большегрузов, карьерной техники, коммунальной техники, автобусов. Через несколько лет эта сфера использования разрастется до более крупных размеров. Второе направление, где "Газпром" тоже участвует, автономная газификация с применением малотоннажного производства СПГ. На газораспределительном узле строится станция по сжижению, и уже с нее СПГ автотранспортом доставляется в населенный пункт до котельной или электростанции, у которых нет доступа к сетевому газу. Третья сфера применения СПГ на внутреннем рынке - бункеровка судов.

Пока что внутренний рынок СПГ крайне мал: это даже не миллиарды, а миллионы кубометров, но он быстро развивается. Принятое Правительством решение, очень важное для "Газпрома", - задел на будущее. В секторе СПГ активно развивается конкуренция, на нем работают "Криогаз", НОВАТЭК и много желающих подключиться к направлению. Возникает та же картина, что и на рынке традиционного газа: независимые игроки могут давать потребителям скидки, а "Газпром" из-за регулируемых тарифов не может. Из-за этого конкуренты "отъедают" долю рынка у госмонополии.

Отказ от регулируемых тарифов на рынке СПГ и первый опыт конкуренции позволит монополии в будущем внести предложение по отказу от регулируемых цен и на рынке традиционного газа. Сейчас у этой идеи много противников, в первую голову - независимые игроки. Если "Газпром" как и другие компании, будет вправе делать скидки, то у него дисконт будет больше, компания вытеснит других поставщиков с рынка. Сейчас ситуация обратная, независимые производители забрали порядка 50% внутреннего рынка, причем, это наиболее привлекательные потребители - промышленность, которая на протяжении всего года покупает примерно одинаковые объемы. Население, котельные, сфера ЖКХ, которые остались у "Газпрома" не только более проблемыне с точки зрения неплатежей, но и потребляют газ сезонно: зимой больше, летом меньше. Компании нужно держать большой резерв, чтобы в несколько холодных недель выдать его в систему. Это расходы, которых у независимых производителей нет.

 

Отказ от регулирования цен на СПГ может привести к росту тарифов в каких-то регионах, но речь идет, прежде всего о межтопливной конкуренции в субъектах, где газа не было. Выбор такой: либо вы берете сжиженный газ по экономически оправданной цене, которая позволяет окупить затраты на строительство терминала и доставку, либо используете иные источники энергии - уголь, торф, мазут. То есть в тех местах, где СПГ уже есть, дороже он не станет, но в новые субъекты он может прийти по ценам, более высоким, чем трубопроводный газ в соседней территории.

С распространением СПГ усилится конкуренция между компаниями, начнет повышаться эффективность и все это найдет отражение в ценах. Мы видим, как три больших монстра - НОВАТЭК, "Газпром", "Роснефть", - сражаются за потребителя на рынке традиционного газа, благодаря этому промышленные потребители имеют определенные преимущества. Возможно, в будущем такая ситуация сложится и в области СПГ.

Мы увидим большую конкуренцию компаний за бункеровку судов: речных, морских и всего, что касается Арктики, Балтийского моря. На Дальнем Востоке речь может идти о бункеровке на экспорт, в связи с этим госкомпании получат преимущество. Кроме того, на СПГ переходит железнодорожный транспорт, уже испытаны первые локомотивы. Не исключаю, что в России пройдет массовое внедрение сжиженного газа, как топлива для промышленной техники. Газотранспортная система, как минимум, в центральной России,запасы газа, технологии для такого проекта есть. 

Источник: Накануне.RU, 11.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики