Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Прибыль ниже ущерба": Перов о решении "Роснефти" отказаться от реализации проектов с Ираном

"Прибыль ниже ущерба": Перов о решении "Роснефти" отказаться от реализации проектов с Ираном

История с китайской компанией CNPC, которая отказалась от сотрудничества с Ираном из-за режима американских санкций, получила продолжение и в России – аналогичным образом решила поступить наша ведущая нефтяная компания «Роснефть». 

Это безболезненное решение для «Роснефти»

Дело в том, что появилась информация, что «Роснефть» решила отказаться от сотрудничества с иранской стороной – до этого разговор шел о том, что отечественная компания примет активное участие, как минимум, в трех иранских энергетических проектах.

Впрочем, в качестве причины такого решения называются не американские санкции, а желание «Роснефти» сосредоточиться на проектах внутри России. Данное решение носит для российской компании безболезненный характер, поскольку никаких обязывающих документов с Ираном подписано не было – соответственно, «Роснефть» не несет перед иранской стороной обязательств по данным проектам.

Другой вопрос, что «Роснефть» и ее контрагент в лице NIOC, т.е. Иранской национальной нефтяной компании, в 2017 году подписали соглашение о намерениях, согласно которым данная российская структура должна была серьезно увеличить свое участие в Иране.

Например, там фигурировала цифра, что «Роснефть» и NIOC могут выйти на реализацию целого ряда совместных проектов с общим объемом прямых инвестиций до 30 млрд долларов и суммарной добычей нефти на них размером в 55 млн тонн в год. 

Россия будет работать с Ираном через компании-посредники

Все это говорит о том, что «Роснефть» учитывает новые американские санкции, которые ввели наднациональный запрет на любую работу с Ираном в контексте его нефтяного сектора, поскольку, в противном случае, эта структура не отказалась бы от данных проектов.

В результате, возникает вопрос, а как оценивать данное действие «Роснефти» – как политику конкретной отечественной компании или как свидетельство того, что Россия продолжит работать с Ираном только через специальных посредников в виде совместных предприятий или компаний среднего размера, чье попадание под американские санкции не приведет к проблемам для российской экономики.

На самом деле, это логично – зачем России подставлять под санкции «Газпром», «Роснефть» или «Лукойл», когда можно осуществлять реализацию нужных нам совместных проектов с Ираном через специально созданные для этого коммерческие структуры.

Другое дело, это будет работать только в рамках проектов, решение по которым принято на самом высшем уровне, а так сотрудничество с Ираном в виде чистого бизнеса может строиться только через крупные компании, и на это есть конкретные причины. 

На сегодня работать с Ираном очень рискованно

Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что компания «Роснефть» просто оценила объем рисков, которые сегодня есть на рынке Ирана.

«Решение «Роснефти» вызвано тем, что компания не хочет рисковать и подставляться. Конечно, можно говорить и о том, что санкции в отношении Ирана являются незаконными и несправедливыми, но, тем не менее, они являются существенным фактом», - заключает Перов.

Как замечает эксперт, американцы на основании этого могут сразу ввести свои ограничения против «Роснефти», которые приведут для этой компании к большим убыткам. Мы прекрасно помним те истории, которые происходили с рядом иностранных компаний, чья деятельность привлекла внимание соответствующих органов США. Они в данных случаях понесли чрезвычайно большие убытки.

Здесь нельзя забывать и про то, что «Роснефть» является коммерческой структурой, пусть и с доминирующим влиянием государства, из-за чего она оценивает любые проекты с точки зрения выгоды, а в контексте Ирана возможная прибыль уступает возможному ущербу. 

Американские санкции нанесут Ирану серьезный ущерб

«И эта ситуация характерна не только для «Роснефти» и CNPC – например, у французской компании Total были крайне большие планы по отношению к Ирану, причем это было одной из мотиваций Парижа в его критике санкций США», - констатирует Перов.

Поэтому, по словам Александра Валентиновича, в данном случае очевидно, что уход ведущих мировых компаний из Ирана связан именно с американскими санкциями. При этом, все, кто продолжат работать с Ираном, будут это делать через «компании-прокладки».

«Такой политики придерживается даже Китай, который в условиях действия в отношении Ирана международных санкций ООН спокойно вывозил нефть из этой страны, и то же самое было с Индией. Это свидетельствует о том, что Иран продолжит продавать свою нефть, но американские санкции крайне негативно скажутся на состоянии его нефтяной отрасли», - резюмирует Перов.

Иран в условиях действия санкций ООН вполне успешно продавал свою нефть, но, в любом случае, эта ситуация привела к сокращению объемов его поставок, поскольку уровень добычи можно поддерживать только в условиях наличия необходимых инвестиций в отрасль. 

«Добыча углеводородов требует инвестиций и обновления оборудования, поэтому проблемой Ирана является то обстоятельство, что за период действия предыдущих санкций у Ирана очень сильно деградировала материальная база», - заключает Перов.

Эта проблема Ираном не решена, поэтому американские санкции, особенно в случае своей полной реализации, нанесут очень большой ущерб иранской нефтяной отрасли, и это приведет к снижению добычи, а также экспорта нефти данной страной.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 13.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики