Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко давит на газ: чтобы дали скидку на нефть?

Лукашенко давит на газ: чтобы дали скидку на нефть?

Александр Лукашенко посетовал, что Москва нарушает договоренности по ценам на газ и отказалась от запланированных переговоров в середине года. Об этом президент Белоруссии заявил во время пресс-конференции, сообщает «Интерфакс».

«Решения российского руководства нарушают дух и букву наших договоренностей. Например, в сфере определения цен на газ», — заявил Александр Лукашенко и добавил, что ранее договорились о переговорах о цене на газ до 2025 года: «Не стали даже рассматривать. Это неправильно. Мы требуем исполнения договоренностей по созданию равных условий для субъектов хозяйствования». Ранее белорусский лидер заявил на заседании евразийского экономического совета, что для белорусских и российских потребителей созданы разные условия ценообразования. Так, Белоруссия получает газ по $ 130 за тысячу кубометров, а в соседней Смоленской области России — по $ 70.

Тогда президент России Владимир Путин предложил дисскутировать в закрытом режиме и заметил, что рыночная цена газа для Белоруссии должна быть $ 200 за тысячу кубометров, однако Россия поставляет его по $ 130.

«Сегодня политические и экономические выгоды от союза с Белоруссией не очевидны. Например, Минск не признал Крым или, несмотря даже на существенные скидки, отказывается отправлять грузы через российские порты, предпочитая Прибалтику. Россия же дает возможность Белоруссии зарабатывать на преференциях и российское руководство, очевидно, начинает задаваться вопросом: „А стоит ли оно того!“, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Элементарно: из-за экономических причин в России поднимают пенсионный возраст, ставку НДС, однако льготы для других стран остаются. И российская общественность может возмутиться: „Ради чего?!“. Это хорошо понимают в Москве».

По словам эксперта, сейчас цены на российский газ для белорусских потребителей формируются из внутреннего тарифа для Ямало-Ненецкого округа, стоимости доставки и совсем небольших затрат на хранение и маркетинг газа.

«Александр Лукашенко хочет уже сейчас получить внутрироссийскую цену на российский газ на входе в Беларусь, ничего не предлагая взамен, — считает заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. — Хотя по договоренностям общий рынок газа в сфере трансграничных поставок внутри ЕАЭС должен быть создан только к 2025 году. И это еще обусловлено целым набором условий — унификация законодательства стран Союза, переход на рыночное ценообразование на газ и ряд других моментов». Он считает, что решение создавать «кастрированный общий рынок», а не нормальный «единый рынок» по всей цепочке, ошибочно. Это не приведет к реальной интеграции, а лишь увеличит субсидии со стороны России, как поставщика газа. «Почему-то Лукашенко не предлагает Назарбаеву поставлять ему газ по цене Западно-Казахстанской области плюс транспортировка по России», — отметил Алексей Гривач.

В случае с газом Минск может преследовать цель снизить цены не на «голубое топливо», а на нефть, считает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. В начале ноября Минск и Москва начали активные переговоры о компенсации Белоруссии доходов, которые она потеряет из-за налогового маневра в России. Он предполагает, что снижаются экспортные пошлины, но растет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Белоруссия же получает нефть беспошлинно, а при экспорте зачисляет ее в собственный бюджет. Таким образом, налоговый маневр приведет к удорожанию нефти для Белоруссии и снижению экспортных пошлин на нефтепродукты, которые являются основным источником формирования профицита белорусского бюджета. «В Минске заявили, что в следующем году потеряют из-за налогового маневра $ 300 млн. Это больше, чем Белоруссия получает выгод от российского газа. Поэтому, возможно, Александр Лукашенко, говоря о газе, хочет получить преференции по нефти», — говорит Игорь Юшков и добавляет, что сейчас главный спор идет о механизме. «Минск хочет получать нефть со скидкой, а мы предлагаем выплачивать компенсацию. Белоруссию такой вариант не устраивает, потому что тогда сразу будут видны суммы, на которые, по сути, Москва дотирует Минск».

Кстати, во время пресс-конференции президент Белоруссии не согласился с тем, что Россия кормит Белоруссию. «Очень часто я читаю, слышу даже от сторонников нашего союза такие фразы: ну что мы кормим все время Беларусь? А некоторые даже подсчитали, что за время независимости нам аж $ 100 млрд отвалили, — сказал Александр Лукашенко. 

Я когда это читаю, думаю, что если бы $ 100 млрд, то белорусы подавились бы просто от такого огромного количества купюр, которые поступили в иностранной валюте от нашего братского государства. Полная чепуха. Если мы от России, к примеру $ 4−5 млрд кредитов получили, то каждый год за их обслуживание платим $ 1,2 млрд".

Источник: EADaily, 14.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики