Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия давит на газ. Что стоит за разговорами об "инкорпорироваини" Белоруссии в РФ?

Россия давит на газ. Что стоит за разговорами об "инкорпорироваини" Белоруссии в РФ?

На саммите СНГ лидеры России и Белоруссии пообщались "не очень хорошей форме", при этом Александру Лукашенко даже пришлось извиняться перед Владимиром Путиным за неосведомлённость о цене на газ. В преддверии двусторонних переговоров 25 декабря белорусский президент дал большую пресс-конференцию, на которой заявлял о приверженности идеям интеграции, но сетовал на то, что союзный договор не соблюдается по букве и, самое главное, по духу. Вскоре после этого появилась информация о том, что в Минске Лукашенко якобы провёл секретное совещание с членами правительства, посвящённое защите государственного суверенитета "в условиях давления со стороны России". Позже в Минске опровергли созыв подобного совещания, но очевидно, что интеграцию в Белоруссии и РФ понимают по разному, а союзный договор может ожидать определённая корректировка. Подробности в материале Накануне.RU. 

ТГ-канал "Белорусский гамбит" отметил, что на недавних переговорах в Бресте российский премьер-министр Дмитрий Медведев "продемонстрировал жёсткость", вернувшись к букве союзного договора 1999 г., предусматривающей создание единого эмиссионного центра, единой таможенной службы, суда, Счетной палаты. В этой связи высказывание Лукашенко о намерении России "инкорпорировать" Белоруссию нельзя считать эмоциональным шагом. За экспрессией белорусского лидера стоят вполне прагматичные цели. В текущей реальности Москву вполне устраивает именно такое положение дел, форсировать же всякие приключения на ровном месте — не в привычках Путина.

"Мы давно планировали эту встречу. Откровенно говоря, готовились подвести итоги белорусско-российского взаимодействия. Но, увы, вопросы пока, к сожалению, остаются. И в ближайшее время мы вместе с моим российским коллегой постараемся их разрешить. Так что информационные поводы еще вам будут обеспечены" - рассказал белорусский президент на встрече с российскими журналистами, однако подчеркнул, что все искры, возникающие в переговорах на высшем уровне это рабочие моменты.

Он особо отметил, что интеграционные позиции Белоруссии являются неизменными, и лишь потребовал выполнять ранее достигнутые договорённости. однако опасения Кремля может вызывать устойчивость белорусской государственности и преемственность интеграционной политики. Ускорения интеграции может быть связано с назревающей корректировкой постсоветских границ в Европе.

Александр Лукашенко констатировал общее геополитическое видение двух и напомнил, что именно он в своё время встал на пути НАТО, пытавшегося создать единый балтийско-черноморский регион на востоке Европы.

Егор Холмогоров в своём ТГ-канале высказал мысль, что для противодействия Западу "поглощение" Белоруссии Россией выглядит даже предпочтительнее. "Белоруссия без России, тем более в качестве части анти-России, обречена на прозябание и деградацию, на возвращение в ад "колтуна". Белоруссия в качестве органической части России — это регион экономического роста и благополучия" - считает публицист.

ТГ-канал "Говорит Долгов" отмечает, что Белоруссия могла бы стать, например, Западным федеральным округом. Однако вопрос не в воссоединении как таковом, а в его целесообразности. Далеко не факт, например, что необходимо интегрировать сохранившее советское наследие народное хозяйство Белоруссии в российскую экономику.

Эта перспектива — естественная, можно даже сказать, плановая. Насколько она близкая или отдалённая — вопрос открытый. Сейчас в мире вообще всё происходит не по графику и внезапно.

Тема цен на углеводороды неоднократно поднималась в ходе пресс-конференции, Лукашенко в частности напомнил, что сейчас Россия хотела бы больше продать нефти и газа, но рынок не потребляет столько, а в случае крушения экономики Белоруссии и эти объёмы продать было бы затруднительно. Сейчас же, продаже 25 млрд кубометров газа и 24 млн т нефти даже без таможенных пошлин приносит России "огромные деньги". Более того, Лукашенко рассказал о требованиях "разрушения государства" и "вхождения в состав России" в качестве компенсации за налоговый маневр.

Ведущий аналитик Фонд национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал Накануне.RU, что текущий год был неприятным в этом плане для Белоруссии. На ПМЭФ Путин объявил о том, что налоговый маневр в нефтяной отрасли будет закончен. Экспортная пошлина у нас будет обнулена и вся нагрузка переходит на скважину, будет взиматься в виде налогов на добычу полезных ископаемых. Постепенно у нас будет увеличиваться НДПИ и сокращаться экспортная пошлина (на 5% в год). Всё это приводит к тому, что мировая стоимость нефти будет и на внутреннем рынке России и на внутреннем рынке Белоруссии.

"После этого встал вопрос как сдерживать рост цен на внутреннем рынке, если у вас мировая цена. В России пришли к тому, что будут компенсировать стоимость для НПЗ, а для белорусов эту надбавку не распространили. И вопрос был даже не в том, что Россия не хочет распространять её, а в том, что Россия говорит, что Россия рассчитаем для двух ваших крупнейших НПЗ надбавку с той точки зрения, как мы для своих НПЗ рассчитываем. Соответственно, из бюджета в бюджет переведём деньги. А вы дальше у себя переводите как хотите. Белоруссия настаивала на том, чтобы её в бюджет не переводить, но сделать так, чтобы стоимость нефти на границе была просто как раньше внутрироссийской беспошлинной", - рассказал Игорь Юшков.

Смысл российской позиции, по мнению эксперта, заключается в стремлении чётко видеть, какие субсидии мы выделяем Белоруссии. Это будет чёткая сумма, которая хотя и будет изменяться в соответствии с изменениями цен на нефть в мире, но будет видно, что из одного бюджета в другой. Белоруссия настаивает – дайте нам дешёвую цену на нефть, это даст Белоруссии возможность, по сути, не указывать движение этих нефтепродуктов. До сих пор непонятно сколько она потребляет внутри страны, сколько отправляет и по каким вариантам на экспорт и т.д. Российский вариант был понятен и прозрачен, в этом в основном и не договорились.

Газовая тема всплыла как раз из-за этой недоговорённости по нефти. Как только стало известно, что обе стороны заняли непримиримую позицию и уступать не собираются, сразу же использовать другие рычаги давления друг на друга. Сейчас действует контракт, привязывающий цену газа для Белоруссии к его стоимости в Ямало-Ненецком автономном округе плюс стоимость доставки, но в долларах. Получается, что по Белстату средняя цена 132 доллара за тысячу кубов. Это самая низкая цена для всех внешних покупателей российского газа, но они настаивают на том, что она должна быть около семидесяти долларов.

Но непонятно на каком основании – есть контракт коммерческий и в нём всё прописано. Они новый контракт не хотят, просто хотят цену, а как это оформить, даже не говорят. Действующий контракт скоро заканчивается, и в следующем году всё равно придётся это решать, но, как отмечает Игорь Юшков, на самом деле главный вопрос это нефтяной, а газовый идёт "прицепом" как попытка рычага давления друг на друга. По его мнению, согласие сторон на межбюджетные трансферты (переводы из бюджета в бюджет) автоматически решило бы многие проблемы, так как в Белоруссии могла бы заработать такая же система, как для российских НПЗ.

Политолог Семён Уралов в беседе с Накануне.RU счёл публикации о "секретном совещании" информационной атакой перед встречей двух президентов. При этом он обратил внимание на то, что союзный договор был заключён почти 20 лет назад, и потому может подвергнуться определённой корректировке. Портал Сонар 2050 отмечает, что у двух стран существует различное видение интеграции - Москве важна её политическая часть, а Минску - прежде всего экономическая. Пока что инициатива по обновлению союза находится в руках Кремля, однако его предложения не находят поддержки у Белоруссии. Выходом из этого могло бы стать, например, создание союзных корпораций, способных снять противоречия между российским и белорусским капиталами.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики