Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Придет ли ОПЕК-2 на смену ОПЕК

Придет ли ОПЕК-2 на смену ОПЕК

Россия помогла перезагрузке ОПЕК, но для закрепления партнерства с Саудовской Аравией оно должно стать политическим

Продление сделки ОПЕК+ вновь поставило вопрос о будущем как нефтяных цен, так и самой организации производителей и экспортеров нефти. Не лишним будет вспомнить, что ОПЕК изначально была не просто экономическим картелем – у нее была и политическая функция, что четко проявилось в 1973 г. Дальнейшие же взлеты и падения ОПЕК четко отражают смену отношения к нефти в мире.

Создание ОПЕК символизировало переход от доминирования западных компаний в мировой нефтедобыче к тому, что потом назовут ресурсным национализмом. В нефтяном мире ведущую роль стали играть не транснациональные частные, а национальные государственные компании. Тогда же и сложилась картина дефицита углеводородов у основных экономик мира, которые оказались чуть ли не в заложниках у арабов и русских: ни СССР, ни Россия никогда не входили в ОПЕК, но западными странами они воспринимались как угроза.

Остроту проблемы несколько смягчили две революции: сланцевая и зеленая. Сланцевая революция в США показала, что запасы нефти в мире гораздо больше, чем принято было думать, – нефть вовсе не заканчивается, но залегает там, откуда извлечь ее раньше было невозможно технически. США стали наращивать добычу нефти и газа фантастическими темпами, вызвав восторг и у других импортеров углеводородов. Зеленая же революция породила надежду, что без нефти вообще можно обойтись (утверждение крайне спорное, но это отдельный большой сюжет).

 

Важно, что у многих потребителей пропала повышенная нервозность и ощущение зависимости от ОПЕК. Одновременно снизилась и роль ОПЕК, которую к тому же стали раздирать политические противоречия. А раз общих политических интересов стало меньше, страны начали банально обманывать друг друга в соблюдении квот. Активно развивался конфликт между Саудовской Аравией и Ираном, постепенно история становилась еще более запутанной. Саудиты в итоге поссорились еще и с Катаром, который затем из ОПЕК вообще вышел.

Перезагрузить ОПЕК помогла Россия, хотя саудиты изначально скептически смотрели на такого партнера и первое подписание сделки ОПЕК+ банально сорвали. Но дыры в бюджете заставили вернуться к этой теме. В итоге ОПЕК+ оказалась успешным предприятием, хотя новые реалии на рынке тоже были очевидны. Сделке сильно помог «безбилетник» – не присоединившийся к сделке Вашингтон. Дональд Трамп подавал верные сигналы спекулянтам, откровенно поддерживая углеводороды (чего стоит выход из Парижского соглашения), и снижал курс доллара. Трампу нужны относительно высокие цены на нефть, чтобы обеспечить рентабельность домашних сланцевых проектов. Но Трамп также должен показать своему избирателю, что бензин не будет дорожать. В результате осенью 2018 г. конфликт этих разных ролей Трампа привел к тому, что он неожиданно не стал вводить жесткие санкции против Ирана, обещав вернуться к этому вопросу через полгода. К этому времени Россия и саудиты позволили себе ослабить пояса ограничений – но к этому вопросу срочно пришлось возвращаться. Новую сделку заключали уже со скрипом – но при этом без России она вообще смысла не имела.

Сегодня уже ясно, что ОПЕК в прежнем виде не существует. Но остается без ответа вопрос – перейдут ли Россия и Саудовская Аравия к функционированию в рамках ОПЕК-2, закрепив партнерство организационно?

Для этого сотрудничество между двумя странами должно быть более плотным – и желательно политическим. Предпосылки вроде бы есть: саудиты готовы покупать у нас С-400; внешняя реакция на дело Скрипалей и Хашкоджи сближает наши режимы; cаудиты активно ищут проекты, которые должны понравиться Путину (cкажем, создают в МГУ совместный научно-исследовательский центр по развитию технологий нефтяной индустрии). Но главное – это публично обещанная покупка крупной доли в «Арктик СПГ – 2». С экономической точки зрения эта инвестиция не имеет никакого смысла. Но саудиты не только подмасливают Москву, помогая ей с очень нужным для нее проектом, но и создают рычаги воздействия на Россию.

Может ли Владимир Путин доверять такому партнеру? Вопрос серьезный. Не говоря уже о том, что сближение с саудитами вызовет все больше негатива у Ирана и Катара, с которыми Россия также пытается отстроить отношения. (Катар, например, играет важную роль в теме приватизации «Роснефти», которая еще обязательно напомнит о себе.) Саудитам же вопросы будут задавать Соединенные Штаты, с которыми рвать отношения боязно. Однако, вступив с Эр-Риядом в нефтяную сделку, Москва должна понимать, что ОПЕК+ либо скоро развалится и страны перейдут к модели конкурентных войн друг с другом, либо нужно будет усиливать взаимозависимость через систему взаимных гарантий, что и означает переход к более тесному экономико-политическому альянсу.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 18.12.2018

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики