Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Молдавская «самостийность»

Молдавская «самостийность»

Новое правительство республики стремится диверсифицировать энергопоставки

Только что созданное правительство Молдавии заявило о планах диверсификации энергоснабжения республики: особый упор предполагается делать на сотрудничестве с Румынией и Украиной. Новый прорумынский кабинет Владимира Филата пытается заняться политическим лавированием, однако ближе к зиме вынужден будет вернуться к выстраиванию отношений с Москвой, уверены аналитики. У других соседей нет ни денег, ни энергоресурсов для поддержки Молдавии.

Правительство Молдавии, которое на прошлой неделе возглавил Владимир Филат, рассмотрит возможность присоединения республики к Южному коридору транзита энергетических ресурсов из Каспийского бассейна в Европу. Как передает информационное агентство РБК, это предусмотрено программой деятельности нового кабинета министров «Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние», утвержденной 25 сентября молдавским парламентом.

Правительство также намерено заняться обеспечением энергобезопасности республики и диверсификацией источников поставок ресурсов. В частности, речь идет о создании резервов природного газа и альтернативных соединений молдавских труб с сетями соседних государств. В сфере электроэнергетики предполагается привлечь инвестиции для восстановления и расширения сети линий электропередачи, соединяющих Молдавию с Украиной и Румынией. Собственные электромощности республика планирует наращивать за счет привлечения инвестиций в модернизацию имеющихся ТЭЦ и запуск новых проектов.

«Первые заявления кабинета Владимира Филата — это попытки игры в «самостийность», которые неизбежны на данном этапе», — говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Определяющим является отсутствие средств и собственных ресурсов у декларируемых партнеров, прежде всего Румынии и Украины. Интерес к проектам в Молдавии может проявить ряд компаний, в первую очередь Восточной Европы, однако им все равно придется договариваться с Москвой, обеспечивающей поставку энергоресурсов, согласен ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Попытки политического лавирования, ориентированные в основном на Румынию, ближе к зиме сойдут на нет, бюджет Молдавии слишком зависим, в том числе от переводов из России, она заинтересована в сохранении поставок дешевых энергоносителей.

В свое время Россия приобрела те активы, которые хотела, и попытка обострения отношений лишь дискредитирует республику, ухудшив ее инвестиционную привлекательность, считает Константин Симонов. Получившая в 2005 году контроль над одной из крупнейших в Восточной Европе Молдавской ГРЭС (12 энергоблоков общей установленной мощностью 2,52 ГВт), «Интер РАО ЕЭС» инвестировала в модернизацию станции 105 млн долл.

Как заявил в пятницу исполнительный директор ОГК-1 Сергей Толстогузов, расширение поставок энергии внутри республики и в Румынию позволило повысить загрузку станции с 20 до 50%. Соглашение 2008 года о выводе ГРЭС на радиальную работу с энергосистемой Румынии привело к увеличению объема поставок в эту страну до 290 млн кВт ч в месяц. «Интер РАО» рассчитывает и далее наращивать продажи — цена энергии в Румынии привлекательна для компании, через молдавского соседа компания планирует выйти и на более отдаленные рынки.

В перспективе паросиловые агрегаты ГРЭС могут быть заменены на парогазовые, что повысит эффективность станции. «Интер РАО», курируемая вице-премьером Игорем Сечиным, ведет фронтальную экспансию и, вероятно, договорится с Молдавией о расширении поставок энергии в Европу, полагает Дмитрий Абзалов. Для этого потребуются новые сети, которые могут быть построены за российский счет при обеспечении адекватной доли в проекте.

Автор: Сергей Исполатов

Источник: РБК Daily, 28.09.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики