Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европу приперли к стенке украинским транзитом

Европу приперли к стенке украинским транзитом

Евросоюзу придется надавить на Киев, чтобы не остаться без российского газа

Россия готова обеспечить поставку газа по долгосрочным контрактам в Европу, даже если к декабрю 2019 года не удастся договориться с Киевом по транзиту российских энергоресурсов через Украину. Об этом рассказал глава Минэнерго РФ Александр Новак в интервью российским СМИ. Он добавил, что потребителей в ЕС обеспечат топливом в нужном объеме.

Напомним, что транзитный контракт между странами истекает после 2019 года, а, значит, остается всего 12 месяцев для того, чтобы договориться о новых условиях прокачки газа через территорию Украины. Однако, как подчеркнул Новак, конструктивному диалогу мешают судебные разбирательства между «Газпромом» и «Нафтогазом» и попытки Киева взыскать с российской компании средства и имущества во исполнение решения Стокгольмского арбитража, несмотря на то, что оно еще оспаривается в Верховном суде Швеции.

Киев, впрочем, впервые за последние годы начал демонстрировать хоть какое-то желание договориться. Так, Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Украины, с 2019-го года вдвое снизила тарифы для «Укртрансгаза» на услуги транспортировки природного газа «для повышения конкурентоспособности компании в качестве более выгодной альтернативы газопроводу «Северный поток». И это несмотря на то, что по подсчетам «Укртрансгаза» это приведет к дефициту в 800 миллионов долларов.

«Новые временные тарифы и игнорирование регулятором ситуации с критически низким уровнем расчетов облгазов за балансировку делают невозможным полное и своевременное финансирование АО „Укртрансгаз“ закупок газа на балансировку ГТС, выплаты заработных плат, проведение ремонта и осуществление капитальных инвестиций», — говорится в пресс-релизе компании, но решение о снижении тарифов остается в силе.

Правда, как пояснил «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, решение это было принято в одностороннем порядке, как и до этого аналогичное решение о повышении тарифов, поэтому «Газпром» продолжит платить по существующему контракту. Но сам факт снижения сигнализирует о готовности Киева пойти на уступки.

Судя по заявлению Александра Новака, «Газпром» готовится и к варианту, при котором транзитный контракт заключен не будет.

«При любых обстоятельствах мы гарантируем поставку российского газа по подписанным „Газпромом“ долгосрочным контрактам», — сказал Новак.

Загвоздка в том, что Европа покупает больше газа, чем прописано в долгосрочных соглашениях. Кроме того, поставлять необходимые объемы можно будет только при условии введения обходных газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» в эксплуатацию к 2020 году, что пока вызывает вопросы.

«В этом году у нас произошло интересное событие: по долгосрочным экспортным контрактам „Газпрома“ выбирается уже максимальное годовое количество газа. То есть это означает необходимость заключения дополнительных трубопроводных контрактов, несмотря на то, что в Европу дополнительно пришел сжиженный газ», — отметил министр.

А это значит, что без транзитного соглашения с Украиной Европа останется без этих дополнительных объемов доступного российского газа. И альтернативы тут две — покупать у американцев сжиженный газ втридорога, чего те и добиваются, или все же надавить на своих «младших партнеров» в Киеве, чтобы те подписали адекватное соглашение.

— Украина не может менять условия транзита и поставок газа в одностороннем порядке, так как они прописаны в контракте, — поясняет Игорь Юшков. — Возможно, это решение связано с тем, что ранее Киев пытался так же в одностороннем порядке повысить тарифы на прокачку газа и даже как-то по-своему их считал. Но «Газпром» продолжал платить по контракту, который действует до 31 декабря 2019 года, и думаю, будет делать это и в будущем.

Другой вопрос, что сам этот шаг может быть сигналом о готовности договариваться на рыночных условиях. Существует трехсторонняя комиссия Россия-Украина-ЕС, которая говорит именно об этом. Сейчас спор идет об условиях транзита, поскольку договор о поставках газа на Украину вообще не ожидается.

Российская сторона настаивает на том, чтобы ей были предоставлены конкурентные условия, такие же, как в Европе. Кроме того, она хочет, чтобы из нового соглашения было изъято условие «качай или плати». Киев же на первых встречах заявлял, что хочет сохранить условие «качай или плати» на уровне ста миллиардов кубометров газа в год, а также заявлял о повышении ставки прокачки. 

Это совершенно не адекватная позиция и, думаю, сейчас европейцы подталкивают их к тому, чтобы смягчить свои требования. Ставка на транзит должна быть на уровне Польши, Венгрии или Германии, а «качай или плати» должно быть забыто. На таких условиях «Газпром» вполне может подписать новое транзитное соглашение, даже долгосрочное, хотя в последнем нет особой необходимости.

«СП»: — Почему?

— Сейчас позиция «Газпрома» в том, что если европейцы будут закупать газа больше, чем могут транспортировать обходные газопроводы, мы будем поставлять их через Украину. То есть мы не определяем объемы поставок через Украину. Если их больше, они идут через Украину, меньше — не идут, вот и все. Регулятором объема транзита будет ЕС, а не Россия.

«СП»: — Как же насчет заявления Александр Новака о том, что «Газпром» сможет выполнять свои обязательства по поставкам газа перед европейцами, даже если не удастся договориться с Украиной о транзите?

— Думаю, он говорил о контрактных объемах, а они меньше, чем реальные. У нас есть минимум, который мы обязаны предоставить клиентам по долгосрочным контрактам. Они бы как раз уложились в обходные газопроводы — «Северный поток», «Северный поток-2» и обе нитки «Турецкого потока» — если бы они все были готовы к 2020 году. Но сверх этих объемов транспортировать было бы проблематично.

«СП» — Насколько проблематично?

—  В 2017 году транзит через Украину составил 93,5 миллиарда кубометров газа. Все обходные газопроводы в сумме дают объем 90,5 миллиарда кубометров. То есть еще три миллиарда уже не помещаются. А в этом году мы увеличиваем поставки в Европу еще на 10 млрд. кубов. Получается, выпали бы уже 13 миллиардов. Чтобы выполнить все заявки европейцев, нужен транзит через Украину. Если говорить о минимальных контрактных объемах, обходные газопроводы могут их обеспечить. Но только при условии выхода на полную мощность к 2020 году, чего, скорее всего, не произойдет.

«СП»: — Почему?

— Есть большие вопросы по второй нитке «Турецкого потока». Вероятно, к началу 2020 года успеют построить трубу из Турции в Болгарию, может, успеют достроить и до Сербии. Но нужно будет еще проложить участок в Венгрию и Австрию, скорее всего, это займет больше времени. Это еще десять миллиардов кубов, которые пока останутся на украинском маршруте.

Также были нарекания по скорости строительства «Северного потока-2» на территории ЕС. Если трубы на территории ЕС не успеют достроить, получится, что пропускная способность этого газопровода к началу 2020 года будет не 55 миллиардов кубов, а 30−35 млрд.

Скорее всего, в 2020 году на Украине останется до 40 млрд. кубов транзитных объемов. В 2021 они снизятся, потому что достроят и «Северный поток-2», и вторую нитку «Турецкого потока». Объем транзита от Украины будет после этого зависеть исключительно от спроса в Европе.

«СП»: — То есть по 2020 году с Украиной в любом случае нужно будет договариваться?

— Да и после 2020 тоже. Даже если обходные газопроводы полностью будут достроены, это не сможет окончательно снять необходимость транзита через Украину. Для этого придется строить «Северный поток-3» или еще одну нитку «Турецкого потока».

«СП»: — Но получится ли договориться?

— Это уже зависит не от нас. Мы свои условия назвали, они разумные и адекватные, и теперь мяч на стороне Киева. Мне кажется, что в своем заявлении Новак апеллирует к европейцам. Он говорит, что мы готовы исполнять контрактные обязательства, но это подразумевает, что это гораздо меньшие объемы, чем с учетом дополнительных заявок и аукционов, которые начал проводить «Газпром» в этом году. Это сигнал: «Если вы не надавите на Украину и мы не подпишем с ней соглашение, готовьтесь к тому, что Россия не сможет заполнить весь ваш спрос. Мы будем закрывать только контракты, не более. Значит, у вас будет дефицит и рост цены».

Получается, за неуступчивость Украины придется платить европейцам. Это должно стимулировать их более активно работать с украинцами. Потому что пока с ними более активно работают американцы, которым как раз выгоден коллапс на газовом рынке ЕС. Падение поставок, дефицит, рост цен — и тогда американский СПГ будет выгодно продавать на этот рынок, платить же за это придется европейцам. 

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 26.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики