Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тарифы Казахстана обеспечат российской нефти комфортный путь в Китай

Тарифы Казахстана обеспечат российской нефти комфортный путь в Китай

Утвержденные Казахстаном тарифы на транспортировку российской нефти в Китай выгодны как Москве и Пекину, так и Астане. Об этом ФБА "Экономика сегодня"рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Система перекачки российской нефти через Казахстан в Китай довольно интересно. Проблема в том, что еще в советские времена трубопровод из РФ строился до казахстанского Павлодара, где стоит крупный нефтеперерабатывающий завод. Это предприятие традиционно перерабатывает российское сырье, которое лучше подходит под его оборудование. И если сейчас РФ в год 10 млн тонн направляет в Китай, несколько миллионов тонн остаются в Павлодаре. Взамен казахи эти же объемы своей нефти направляют в КНР, и за их транзит Россия, понятно, уже не платит.

Однако Китай получает высокосернистую российскую нефть URALS, а в Китай вынуждены гнать свое более качественное сырье, в котором серы существенно меньше. Из-за этого Астана долгое время высказывала претензии Москве и требовала компенсаций. В конечном итоге на высшем уровне удалось договориться, к процессу подключали даже Федеральную антимонопольную службу РФ. Так или иначе, в выигрыше остались все – и Казахстан, и Россия, и тем более Китай", - отмечает аналитик.

Государственная нефтетранспортная компания Казахстана "Казтрансойл" сообщила об утверждении стоимости транспортировки российской нефти через территорию страны в Китай. "Приказом министра энергетики Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года №545 утверждена на период 2019-2023 годов стоимость транспортировки российской нефти в количестве 10 млн тонн в год через территорию Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику по маршруту транспортировки граница Российской Федерации - граница Республики Казахстан (Прииртышск) - Атасу (Республика Казахстан) - Алашанькоу (Китайская Народная Республика) в размере $15 за 1 тонну без учета НДС", - говорится в сообщении.

"Нынешний выставленный Казахстаном России тариф – компромиссный, в него как раз и входит компенсация за качество нефти, так как путь транспортировки по РК сравнительно невелик. По сути, цена осталась прежней – просто тариф пролонгировали на следующие пять лет с учетом нынешнего. Казахстан, правда, хотел большего – увеличить ежегодный транзит российской нефти по своей территории до 13 млн тонн, однако Москва намекнула: с объемами справедливо пересмотреть и транзитные тарифы.

В итоге Астана решила, что доходы по имеющимся договоренностям ее вполне устраивают, и проблемы с пересмотром крайне благоприятных транзитных цен ей не нужны. При этом происходит большой обмен нефтью для Павлодарского завода, трубопроводы не перегружаются и все операции максимально синхронизированы. В конечном итоге возможности для расширения транзита остаются, но в данный момент этот потенциал не востребован, но в будущем к немы всегда можно вернуться. В случае с Казахстаном даже не нужно строить новых труб, чтобы увеличить поставки из РФ в Китай – достаточно работать по нефтяному обмену", - подчеркивает эксперт.

Аппетиты Китая

Экспорт нефти из России в Китай - одна из крупных статей российского экспорта энергоносителей в КНР - РФ является лидером по объёму поставок "черного золота" в эту страну. По итогам 2017 года было поставлено 59,7 млн тонн на сумму $23,72 млрд. Относительно 2016 года тоннаж поставок вырос на 13,8 %, доход от экспорта - на 40,3 %. Средняя стоимость тонны достигла $397. Китай импортирует нефть из России по различным каналам, в том числе по нефтепроводу Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), по трубопроводу через территорию Казахстана, морским транспортом. 

Компания "Казтрансойл" занимается оказанием услуг по транспортировке нефти (перекачке, перевалке, сливу, наливу, хранению, смешению) и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам республики. В ноябре 2017-го компания утвердила тарифы на поставки нефти из РФ в Узбекистан - стоимость транспортировки составила $22,9 за одну тонну без НДС. При этом казахстанская сторона расширяет пропускную способность своих трубопроводов - по уровню добычи Казахстан занимает 16-е место в мире, страна планирует к 2020 году войти в первую десятку государств по этому показателю.

"Россия уже с 2019 года по ответвлению от ВСТО начинает перекачивать по 30 млн тонн нефти в Китай, через Казахстан идет еще 10 млн тонн. Есть еще 10 млн тонн, которые доходят до конечной точки ВСТО – там китайцы получают их по долгосрочным контрактам. То есть объемы, которые КНР покупает у России, значительны. Тенденции понятны – Китай активно развивается, что требует колоссальных объемов энергии. Полным ходом идет автомобилизация, требующая все больших объемов нефтепродуктов.

Чтобы решить проблемы с бензином и дизтопливом, китайские власти разрешили частным компаниям покупать нефть и перерабатывать ее. Предприимчивый бизнес КНР пошел по пути наименьшего сопротивления – не стал строить огромных заводов, а поставил множество мелких примитивных перегонных установок – так называемых "самоваров". Так как их очень много, поставленная задача выполняется – дефицита горючего нефть. И именно "самоварами" объясняется столь охотный переход Китая на российскую нефть.

По ВСТО в Китай идет очень качественное низкосерное сырье – именно такое нужно, чтобы "самовары" на выходе выдавали приемлемые нефтепродукты. Перегонные установки при этом создают огромный спрос, который Россия старается удовлетворить. И далеко не все возможности поставок исчерпаны – большой потенциал имеет перевозка танкерами российского сырья в КНР", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 03.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики