Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ереван не поднимет цену газа

Ереван не поднимет цену газа

Но «Газпром» может снизить инвестиции в Армении

«Газпром» в последний момент смог договориться с новыми властями Армении о повышении цены на газ для страны с 2019 года на 10%, до $165 за тысячу кубометров. Впрочем, соглашение выглядит формальным: цена выросла для ЗАО «Газпром Армения», но внутренние тарифы Ереван повышать не готов. По мнению экспертов, фактически «Газпром» мог отменить внутреннюю скидку, за счет которой его дочерняя компания инвестировала в инфраструктуру страны.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер и и. о. вице-премьера Армении Мгер Григорян «на флажке» 31 декабря подписали допсоглашение к контракту на поставку газа ЗАО «Газпром Армения» (газораспределительная организация страны, 100% у «Газпрома»). Цена газа для Армении на границе с Грузией с начала 2019 года выросла на 10%, до $165 за тысячу кубометров. Соглашение от 2016 года опускало цену с тех же $165 до $150 за тысячу кубометров.

«Газпром» — единственный поставщик газа потребителям Армении (Ереван также получает газ из Ирана, но использует его только для производства электроэнергии, которую поставляет Тегерану). Контракт с ЗАО «Газпром Армения» был заключен в 2013 году на поставку до 2,5 млрд кубометров в год в 2014–2018 годах. За девять месяцев 2018 года «Газпром» экспортировал 1,37 млрд кубометров.

Переговоры о допсоглашении «Газпрому» пришлось вести уже с новыми властями Армении: весной 2018 года в стране по итогам переворота премьером стал оппозиционер Никол Пашинян. После этого отношения Еревана с российскими госструктурами осложнились. В июле комитет по госдоходам выявил налоговые нарушения в нескольких газозаправочных компаниях, в том числе дочерней компании ЗАО «Газпром Армения» «Автогаз». Затем были предъявлены налоговые претензии дочернему ОАО РЖД ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» и самому ЗАО «Газпром Армения». В газовой компании опровергали обвинения и заявляли, что в течение двух лет она несет ежегодные убытки в $27,6 млн. Правительство настаивало на снижении цены на газ с 2019 года. В итоге стороны договорились, что стоимость газа вырастет, но тарифы для внутреннего рынка ($290 за тысячу кубометров) — нет.

Никол Пашинян, премьер Армении, 9 сентября 2018 года
Никол Пашинян, премьер Армении, 9 сентября 2018 года

Граждане Армении сегодня не чувствуют, что получают из России дешевый газ. Причиной тому может быть неэффективное управление, в том числе коррупционные риски

В «Газпроме» не комментируют итоги переговоров. Как заявил Мгер Григорян 7 января «Радио Азатутюн» (армянская служба «Радио Свобода»), обсуждение цены газа для армянских потребителей правительство и «Газпром Армения» начнут 8 января. По его словам, пока не будет четкого решения, газораспределительная компания не станет обращаться в Комиссию по регулированию общественных услуг Армении с заявкой на пересмотр тарифов: «Должно быть сделано все для того, чтобы тариф не повысился... Более эффективная работа компании и сокращение лишних расходов исходит также из интересов ЗАО "Газпром Армения". Причем была выражена подобная готовность». Чиновник отметил, что обсуждение может затянуться на несколько месяцев.

Пресс-секретарь и. о. премьера Армении Арман Егоян пояснил ТАСС, что «о субсидии со стороны государства нет речи». О том, что тарифы сохранятся на прежнем уровне «благодаря внутренним регулировкам», говорил и Никол Пашинян. Он заверил, что сохранение тарифа не приведет к накоплению долгов и необходимости уступок российской стороне армянских активов. При этом Армения продолжит и переговоры о закупке газа с Ираном.

Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что новые договоренности «Газпрома» и властей Армении могут привести к сокращению маржи ЗАО «Газпром Армения», но не станут критическими. Алексей Гривач из ФНЭБ полагает, что частично отменена скидка, которую «Газпром» предоставлял ЗАО «Газпром Армения» для обеспечения инвестиций в развитие инфраструктуры. В условиях, когда новые власти предприняли резкие шаги по отношению к дочерней компании «Газпрома», было бы странно ожидать сохранения ресурса внутри Армении, считает эксперт. Но, добавляет он, это может стать предметом дальнейших переговоров.

Авторы: Айк Халатян, Ереван; Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 09.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики