Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин после боя курантов перешли в наступление

Цены на бензин после боя курантов перешли в наступление

Невзирая на мораторий, заключенный между нефтяниками, Минэнерго и ФАС, цены на бензин с начала года активно пошли вверх. По данным Российского топливного союза (РТС), стоимость топлива на АЗС крупных нефтекомпаний с 1 января выросла на 60-79 копеек. Аналогичные данные обнародовала и Московская топливная ассоциация – цены на заправках в столице с начала года увеличились в среднем на 50 копеек, до 46,84 рубля за литр.

По оценке президента РТС Евгения Аркуши, это находится в оговоренных с правительством пределах. Он напомнил, что нефтяникам с учетом повышения НДС с 18 до 20% на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака осенью прошлого года было разрешено увеличить розничные цены на топливо с начала года не более чем на 1,7% от уровня "заморозки", чем компании и воспользовались. 

Опрошенные "Прайм" эксперты также называют рост цен на бензин ожидаемым. Он объясняется, как было сказано выше, повышением НДС и ростом акцизов на бензин с 1 января текущего года. "Теперь мы наблюдаем рост, как раз укладывающийся в обозначенный уровень: с начала года рост составил примерно 60-79 копеек на АЗС ВИНК", — говорит директор Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) Андрей Быстров.

"Учитывая, что акцизная политика меняться не будет, а индексация в рамках налогового маневра состоится, это неудивительно", — согласен руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

Внепланового снижения акцизов, как это было в прошлом году, пока не ожидается, а сам по себе налоговый маневр подразумевает их индексацию, равно как и обнуление экспортной пошлины к 2024 году. В этих условиях становится выгодно экспортировать топливо, что, в свою очередь, создает дефицит на внутреннем рынке. 

Не исключено, что по итогам января рост цен окажется выше оговоренного. Точно можно будет это узнать, опираясь на понедельную, а затем и помесячную статистику Росстата. В этом случае компании вынуждены будут притормозить подорожание. В противном случае может быть реализовано введение заградительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов. Это остается сдерживающим фактором, полагает эксперт.

ЦЕНОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Согласно договоренностям, которые были подписаны в начале ноября 2018 года, после январского скачка розничные цены на бензин и дизельное топливо плавно вырастут на 4-4,6%. С 1 февраля будет происходить равномерная индексация таким образом, чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%).

По мнению Быстрова, после январского подорожания правительство должно будет внимательно следить за тем, что происходит на внутреннем и мировом рынке нефтепродуктов. Одним из главных инструментов корректировки цен является демпфирующий механизм, призванный сглаживать резкие колебания.

"Демпфер" будет применяться, пока оптовая цена бензина и дизтоплива равна установленной базовой плюс 10%. Когда фактическая цена будет находиться в этих пределах, государство компенсирует компаниям 50% (в 2019 году — 60%) разницы между ней и более высокой экспортной ценой, пояснил эксперт.

При более низкой экспортной цене эти 50% разницы компании выплатят государству. На 2019 год базовый уровень для бензина — 50,4 тысячи рублей за тонну, дизтоплива — 45 тысяч рублей.

По мнению Пасечника, не исключено, что сроки соглашения между властями и нефтяниками будут пролонгированы, или оно вовсе окажется бессрочным. Возможно также, что изменению подвергнется и сам налоговый маневр, являющийся основной причиной подорожания бензина. Его могут растянуть на более долгий срок или вовсе сделать бессрочным. 

Глобально же высокий уровень картелизации и олигополии, когда рынок фактически поделен между несколькими компаниями, никуда не делся, поэтому ждать снижения цен в обозримой перспективе не следует, а вот расти они точно будут, уверен представитель ФНЭБ.

ПРОТЕСТОВ НЕ БУДЕТ

Впрочем, к всплеску социального недовольства по французскому образцу рост цен на бензин не приведет, считает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. "Во-первых, правительство способно контролировать рост цен и не допустит существенного роста. Меры на опережение помогли избежать "французского сценария" заранее", — полагает он. 

В целом эксперты уверены, что рост цен на бензин не окажет значимого влияния на инфляцию и не приведет к росту социальной напряженности в обществе. "По нашим оценкам, общий разовый вклад увеличения ставки НДС на инфляцию составит около 1-1,2 п. п. с конца 2018 по начало 2019 года", — говорит аналитик группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Василиса Баранова.

Между тем, именно резкое ухудшение уровня жизни является спусковым крючком социального взрыва. Но и здесь у России традиционно свой путь. "Наш гражданин, в отличие от французского, не камень пойдет искать, а дополнительный доход. И, наконец, видя действия правительства по регулированию цен, люди не видят в правительстве врага, а значит, не будут выступать против власти", — заключил Журавлев. 

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 09.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики