Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин растет на стимулах

Бензин растет на стимулах

Можно ли избежать подорожания топлива

Участники рынка топлива ждут резкого скачка цен этой весной. Стоимость выросла уже сейчас, в среднем на 1%, подсчитали в Московской топливной ассоциации. А президент Владимир Путин заявлял, что общий рост цен не должен превысить 1,5% в период, пока действует соглашение нефтяников с правительством, то есть до 31 марта. В чем причина роста? И можно ли избежать подорожания?

В первую очередь сказался новый НДС, но есть и другие стимулы, отметил генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз: «По итогам первого торгового дня в наступившем году мы стали свидетелями достаточно серьезного роста цен на основные виды нефтепродуктов. Но этот рост в основном обусловлен ростом цен на нефть на мировом рынке, и также достаточно серьезно выросла налоговая нагрузка: НДС и акциз. Если нефтяные компании, основные производители нефтепродуктов в нашей стране, сохранят ту динамику, которая наблюдалась в конце предыдущего года, и будут удовлетворять тот спрос, который существует на бирже, нам удастся избежать значительного роста цены».

Сильнее всего рост цен ударил по частным игрокам — это 60% АЗС по всей стране. Они не могут компенсировать убытки за счет экспорта. Их могут выручить нефтяные компании, снизив цены на оптовые продажи, говорит глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Правда, не факт, что это поможет избежать роста цен. «Угроза экспортных пошлин все-таки пока стимулирует нефтяников действовать в рамках договоренностей.

Все равно ситуация тревожная, ее мониторят. Я думаю, что ближе к 31 марта она будет накаляться.

Возможна и пролонгация режима, но бессрочное регулирование не позитивно для рынка в целом, это влияет и на биржевую торговлю, на которую возлагали большие надежды те же самые регуляторы. В любом случае обнуление экспортных пошлин и рост акцизов создают такую ситуацию, когда цены на бензин растут и обгоняют даже инфляцию. Это может спровоцировать в том числе и определенные социальные протесты. У нас задача стоит, у властей, удержаться в инфляционном русле, чтобы цены на топливо были проиндексированы по году не выше, чем инфляция. В 2017 году практически в 3 раза обогнали цены инфляцию, в прошлом году заметно это было, так что пока эти нормы не выдерживаются. Посмотрим, что будет в этом году», — заключил Пасечник.

Федеральная антимонопольная служба не нашла нарушений в росте стоимости бензина из-за НДС. Там отметили, что это не срывает договоренности о сдерживании цен. Но если соглашение не продлят, может повториться ситуация мая прошлого года, когда цены подскочили на 18%. Так считает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов: «Все будет зависеть от того, как будет складываться внешняя конъюнктура, то есть цена на нефть, и как будут вести себя индексы, которые мы называем netback, то есть индексы экспортной альтернативы. У нас цена на бирже, на оптовой, складывается в первую очередь под влиянием netback. Если у нас netback будет увеличиваться, то следом будет расти и оптовая цена на внутреннем рынке.

Очень вероятно повторение сценария прошлого года.

Причина в том, что наступит высокий сезон, лето — время повышенного спроса именно на автомобильные бензины, и, если будет еще в том числе внешняя конъюнктура, при которой цена на нефть растет, плюс ко всему увеличение налоговой нагрузки на внутренний рынок, связанное в том числе и с акцизами, то это будет отыгрываться и на розничных ценах».

У владельцев заправок есть еще одна возможность компенсировать убытки — за счет продажи сопутствующих товаров. В компании «РусХОЛТС» «Коммерсанту» сообщили, что в прошлом году продажи кофе на АЗС выросли на 32%. Помимо этого спросом пользовались сигареты, прохладительные напитки, стеклоомывающие жидкости и ароматизаторы салонов автомобиля. Тренд подтверждают и в США — там нетопливные товары приносят владельцам заправок 60% прибыли.

Автор: Иван Якунин 

Источник: Коммерсантъ FM, 10.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики