Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: Россия показала Армении, что может в одно мгновение принять жесткие меры по газовой политике

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: Россия показала Армении, что может в одно мгновение принять жесткие меры по газовой политике

Сделку Еревана с Москвой по газу вряд ли можно назвать успешной. Новый Ереван ждал безусловного понижения цены на российский газ со 150 долларов за 1000 кубов, а в итоге получил повышение на 15 долларов. Премьер-министр Армении Никол Пашинян отмечает, что переговоры с российской стороной продолжаются, но не исключает, что каким-то образом может договориться по поставкам газа и с Ираном. О том, скрывается ли политический контекст за повышением Россией тарифа на газ для стратегического союзника и реально ли Армении найти нового поставщика газа, в интервью «Москва-Баку» рассказал гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

54e727cadfa6d946797849_600_400.jpg-Константин Васильевич, новые власти Армении не видят в таком итоге переговоров по газу с Россией ничего провального… и.о. премьера республики подчеркивает, что в повышении цены на газ политического контекста нет. А вы как считаете?

-Безусловно, политический контекст здесь есть, и в истории с Арменией, и в истории с Белоруссией, которые развивались параллельно по довольно схожей схеме, хотя в случае с Арменией речь идет о газе, а с Белоруссией – о нефти и газе. Традиционно стоимость поставок энергоресурсов Россией в ближнее зарубежье связано с предоставлением ею определенной политической скидки.

Напомню, недавно, в декабре на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге имел место яркий диалог Лукашенко и Путина, где присутствовал и Пашинян. Лукашенко стал говорить о том, что российский газ, оказывается, дорогой, потому что по версии белорусского президента мы находимся в едином Таможенном союзе и поэтому газ должен продаваться по внутрироссийским ценам. К тому же Белоруссия указывает на свой статус транзитера «голубого топлива» и наличие общей границы.

Речь и правда когда-то шла об определенной унификации энергетических рынков для стран Таможенного союза, но в итоге эта тема оказалась довольно болезненной, и по словам Лукашенко, сегодня не находит в России полного понимания. Действительно, вопрос остается открытым - готова ли Россия поставлять газ своим ближайшим партнерам по внутрироссийским ценам и зачем ей это вообще нужно.

Если говорить конкретно об Армении – то премьер страны Никол Пашинян неоднократно говорил, что вопрос понижения цены на российский газ для его страны является очень важным и чуть ли не первостепенным. Но у руководства Армении (как впрочем и Белоруссии) своя логика – в своих расчетах они ориентируются на внутрироссийские цены на газ. А Москва устанавливает цену для Еревана и Минска, исходя из среднерыночной стоимости поставок для Европы. Если сравнить, получается, что Россия свой газ Белоруссии (129 долларов на 1000 кубов) и Армении (165 долларов за 1000 кубов) продает дешевле всего. Средняя же стоимость поставок российского газа в 2017 году в Европу и Турцию составила порядка 250 долларов за 1000 кубов. Таким образом, выгода Белоруссии и Армении налицо. 

Почему же Россия все-таки повысила цену на газ для Армении? В случае с Пашиняном, который пришел к власти как политик, ориентированный на Европу, у России сразу возникает вопрос: а собственно за что тогда мы должны предоставить Армении скидку на газ, которую она просит.

Пашинян ведет себя достаточно радикально и регулярно демонстрирует свою решимость в уходе в сторону Европы и мы знаем массу примеров таких открытых действий. Но с другой стороны, если бы Россия демонстративно подняла цену на газ для Армении, доведя ее до среднего уровня поставок в Европу, конечно, это вызвало бы со стороны Армении дополнительное отторжение и дало бы Пашиняну дополнительный козырь и он мог бы сказать: «Вот смотрите, как ведет себя Россия со своим союзником. Как только в стране пришла новая власть, она взялась за свой «великодержавный шовинизм». В случае с Арменией ситуация у России непростая. Решением о повышении цены на газ Россия демонстрирует свои потенциальные возможности, которые пока еще не использованы, но в случае необходимости могут быть применены. Цену на газ мы вроде бы и не сильно повысили, но повысили, показав, что к вопросу всегда можно вернуться и эта тенденция может быть более быстрой и жесткой. Если бы Россия не повысила цену, то это было бы проявлением слабостиНадо было чуть-чуть надавить, но окошко для возможных телодвижений Армении оставить. Это некий аванс Пашиняну, потому что Путин понимает, что ситуация между Россией и Арменией сейчас непростая и по-другому действовать нельзя.

Поэтому политический контекст здесь налицо. В практическом же плане такое повышение цены для Армении по сути ничего не означает, тем более что в рознице повышения мы пока не наблюдаем.

Традиционно постсоветские лидеры в отношениях с Россией пытаются продать свою политику за экономические преференции. И если у Лукашенко посыл к России такой – не дадите дешевых энергоносителей, мы вообще на Запад уйдем, то у Пашиняна – я и так иду на Запад, но на вас, Россию, чуть-чуть оглядываюсь. И если вы будете мне вставлять палки в колеса, я оглядываться на вас перестану. Чуть-чуть разные ракурсы, но смысл примерно одинаковый.

Москва внимательно смотрит, какие будут дальнейшие шаги Пашиняна. Очень много непонятного в действиях Армении. В республике после парламентских выборов идет формирование властных структур и пока не ясно, какими будут практические шаги нового руководства страны. Сейчас от площадной демагогии Пашинян должен будет переходить к практическому управлению, как это будет выглядеть, думаю, он сам до конца не понимает.

-При этом Пашинян допустил возможность поставок в Армению иранского газа….

-Когда Пашинян говорит: «Мы готовы пойти в Иран» в этом есть элемент экономического лукавства и политического шантажа. Если бы Иран имел возможность поставлять в Армению газ в нужных объемах по цене, меньшей, чем стоимость российского газа, это бы давно произошло. В этом плане заявление Пашиняна мне очень сильно напоминает заявление Лукашенко, который говорил, что мы не будем брать российскую нефть, а будем покупать ее в литовских портах. Россия это слышит 10 лет, в том числе, что Белоруссия будет покупать иранскую, венесуэльскую, какую-то еще нефть. Но почему-то этих закупок мы в итоге и не видим. А почему? Потому что нет для Белоруссии нефти дешевле, чем российская. То же самое с Арменией – нет иранского газа для Армении дешевле, чем российский. И вообще ни логистически, ни экономически никаких поставок для Армении газа из Ирана не просматривается. Это все, конечно, гордые заявления, их делает любой постсоветский политик, говоря: «Мы найдем выход, не сошелся свет клином на России, мы что-нибудь придумаем, но в реальности все равно потом приезжает в Россию и просит сохранить прежнюю стоимость, cохранить скидку».

-Если предположить, что Армения начнет углублять свою прозападную политику, c чем она останется, кто ей будет помогать газом?

-В том-то и дело, что никто. Все эти разговоры про Иран, как я и сказал, являются демагогической конструкцией. Армению в случае серьезного ухудшения отношений с Россией ждут серьезные экономические ограничения, связанные не только с получением газа. Если объективно смотреть на вещи, я с трудом представляю экономическое развитие Армении в отрыве от российского рынка. Никакой альтернативной внятной экономической модели для нее не просматривается. Поэтому красивый политический лозунг «Мы идем в сторону Европы», конечно, может иметь место, но интеграция армянской экономики с экономикой Европейского Союза выглядит довольно призрачной. Грузия это очень ярко показала. Посмотрите на внешнюю торговлю Грузии и вы многое поймете. Основным рынком сбыта для Грузии, как ни крути, все равно осталась Россия. Грузинские традиционные товары в других регионах оказались не совсем востребованы и имеют ограниченный спрос.

-А та история, когда в ноябре в Армении было возбуждено уголовное дело против «дочки» «Газпрома» - «Газпром Армения»… Что вы о ней скажете?

-Это как раз аргументы в диалоге с Россией по газу, которые демонстрирует армянская сторона. Как я и говорил, газотранспортная система в Армении принадлежит «Газпрому» и Ереван тогда решил намекнуть, что может надавить на «Газпром». Но в реальности, честно говоря, и здесь для Армении все непросто складывается – если она попытается серьезно заявить о том, что в работе «Газпрома» есть какие-то нарушения, то есть как-то поспекулировать на этой теме, то может получить в подарок от России серьезные проблемы. Если Армения начнет отжимать российскую собственность, то Россия начнет продавать ей газ по рыночным ценам европейского региона – то есть 250 долларов за 1000 кубов. И для Армении это станет серьезной проблемой. Пока мы видим, что ни к каким реальным последствиям история с «Газпром Армения» не привела. Да, Армения пригрозила вот таким способом, показав, что на собственности России за рубежом можно сыграть. Но до уголовного дела история так и не дошла.  

Автор: Нана Хоштария

Источник: Москва-Баку, 14.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики