Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иран пугает мир ядерной бомбой

Иран пугает мир ядерной бомбой

Тегеран шантажирует Европу обогащенным ураном

Иран пытается ускорить создание специального финансового механизма совместно с Европой, чтобы защитить от американских санкций свою экономику. Европейцы, в частности, обещали Ирану запустить альтернативную систему банковских расчетов. Но она до сих пор так и не заработала. Одностороннее соблюдение запретов на ядерные разработки становится для Тегерана почти бессмысленным. Иран заявляет о готовности самостоятельно наладить производство урановых материалов более высокой степени обогащения.

Глава Иранской организации по атомной энергии Али Акбар Салехи заявил, что предприняты первые шаги для разработки усовершенствованной версии топлива с 20-процентным обогащением урана, которое более эффективно, чем топливо, уже используемое в Тегеранском ядерном реакторе. 

По его словам, страна «достигла такого большого прогресса в области ядерных знаний и промышленности, что вместо использования реверс-инжиниринга (копирования изделия по готовому образцу. – «НГ») теперь сможет разработать новый реактор топлива с нуля».

Он рассказал, что Тегеранский ядерный реактор раньше работал на более старой версии топлива, но новая конструкция для 20-процентного топлива повысит эффективность этого реактора, сообщает Mehr News. Салехи добавил, что его страна находится на грани разработки нового, модернизированного топлива, которое можно использовать в любом реакторе. «Проектирование реакторов теперь стало очень возможной задачей для иранских экспертов», – сказал он.

В мире очень нервно реагируют на подобные заявления иранских представителей. «Иран намерен вновь обогащать уран сверх безопасного уровня. Неизвестно, согласован ли этот шаг с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Это может привести к сокращенному соблюдению ядерной сделки», – выражает тревогу немецкое государственное агентство Deutsche Welle (DW).

Соглашение по ядерной программе Ирана было заключено в 2015 году при участии России, Китая, Франции, Великобритании, Германии и США. Оно ограничило развитие ядерной программы Тегерана (разрешено обогащать уран до безопасного уровня в 4,5% для научных и медицинских целей) в обмен на отмену международных санкций против этой страны. Иран быстро воспользовался сделкой, нарастив экспорт нефти. Несмотря на то что МАГАТЭ никаких нарушений соглашения не выявляло, США в мае 2018 года в одностороннем порядке вышли из сделки и вернули санкции в два этапа: с 7 августа в силу вступили запреты на продажу и передачу Ирану наличных долларов, торговлю золотом и другими драгоценными металлами, сделки в иранских риалах, любые действия, связанные с выпуском иранского госдолга, поставки пассажирских самолетов в Иран. Иранские банки были отключены от международной системы расчетов SWIFT. А с 5 ноября вернулись запрет на операции в долларах для банков тех стран, которые не будут сокращать закупки иранской нефти, санкции против иранских портов и ключевых отраслей – энергетики, судоходства и судостроения.

Хотя некоторые европейские компании очень серьезно отнеслись к угрозе санкций (французская Total вышла из крупного проекта по добыче углеводородов), в целом Европа (крупнейший импортер иранской нефти) попыталась сохранить сделку и объявила о создании механизма обхода санкций.

10 декабря 2018 глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини обещала, что финансовый механизм Евросоюза и Ирана для обхода санкций США против Тегерана будет готов в ближайшие недели. По ее словам, о готовности механизма объявят главы МИД Франции, Великобритании и Германии, работающие над ним. Али Акбар Салехи высказывал тогда надежду, что совместный с Евросоюзом финансовый механизм начнет действовать до конца года. Он тогда подчеркивал, что механизм должен заменить SWIFT, позволив обойти санкции США в отношении Тегерана. Механизм, однако, не готов до сих пор, и Тегеран использует разные поводы, чтобы напомнить об убытках, которые он несет из-за санкций. В частности, привычными со стороны Тегерана стали и сигналы о том, что он готов вернуться к обогащению урана до 20%.

«Скорее всего, речь идет больше о политическом заявлении, Иран готовит мир к тому, что в случае полного разрыва ядерной сделки он вернется к развитию своей ядерной программы, – сказал «НГ» главный редактор портала «Атомная энергия 2.0» Павел Яковлев. – Заявление рассчитано на внутреннюю аудиторию и европейских партнеров. Что касается реверс-инжиниринга: у Ирана до сих пор не было компетенций в создании собственных реакторов, они создавались другими странами, это очень сложная, трудоемкая и затратная отрасль с очень длинными периодами реализации. Когда и если Иран приступит к реализации заявленных целей, он будет делать это под контролем МАГАТЭ – последние 30 лет Иран и МАГАТЭ продуктивно сотрудничали, и проблем с этим не было. Что касается технических аспектов, возможно, глава Иранской организации по атомной энергии говорит о новом топливе для исследовательских реакторов, особенностью которого является невозможность использования в военных целях».

Эксперты с пониманием относятся к такому поведению Ирана, ведь он действительно несет существенные издержки из-за вернувшихся санкций. Кроме того, внимание к иранской ситуации можно назвать повышенным и в связи с тем, что российскую экономику вполне могут ожидать санкции по жесткому иранскому сценарию. Опыт исламской республики, в том числе возможное применение особого европейско-иранского механизма для обхода санкций, России могут пригодиться уже в ближайшее время, если учитывать непрекращающееся давление американцев на европейский бизнес с призывами остановить строительство «Северного потока – 2».

«Ущерб от санкций (и от ожидания санкций) для экономики Ирана весьма серьезен, – сказал «НГ» эксперт Финансового университета Станислав Митрахович. – По некоторым данным (статистика из разных источников разнится), экспорт нефти Иранской исламской республики (ИРИ) в ноябре 2018 года снизился на несколько сотен тысяч баррелей в сутки. И даже опускался ниже 1 млн барр. в сутки, тогда как в апреле 2018 года этот показатель был на уровне 2,5 млн барр. Иран столкнулся с проблемой ухода части инвесторов и отключением части банков ИРИ от SWIFT. В стране за 2018 год прошла серьезная девальвация национальной валюты, на черном рынке риал упал в несколько раз по отношению к доллару, для граждан ИРИ введены ограничения на легальное владение наличной валютой (не более 10 тыс. евро или аналогичная сумма в иной иностранной валюте)».

Митрахович подчеркивает, что политический курс Ирана из-за экономических сложностей не изменился. «Доказательством этому служит как раз решение развивать свою атомную программу, в которую вполне может быть включен и военный компонент. Хотя публично Тегеран этого и не признает. Санкции США на деле оказались не такими жесткими, как было изначально обещано. Хоть Вашингтон это и отрицает, на деле «временные исключения» для ряда стран по покупке иранской нефти могут быть продлены и на новый срок. Показательно, что Турция в декабре 2018 года опять возобновила импорт иранской нефти. То есть ситуация для ИРИ далеко не такая тяжелая, как была во время действия консолидированных санкций США и ЕС в 2011–2015 годах, когда фактически действовало полноценное торговое эмбарго со стороны стран Запада. Сейчас же Европа явно не хочет нового торгового эмбарго в отношении ИРИ, а Вашингтону очень трудно требовать от ЕС одновременно и новых санкций против РФ, и против ИРИ, да еще и участия в торговой войне против Китая», – говорит Митрахович

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 14.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики