Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Соцнормы энергопотребления разделят население России на «доноров» и «реципиентов»

Соцнормы энергопотребления разделят население России на «доноров» и «реципиентов»

В случае их введения, те, кто больше «сжигает» электроэнергии, будут больше платить, обеспечивая низкий тариф тем, кто экономит. Сейчас «донором» при перекрестном субсидировании является бизнес

В России снова заговорили о потреблении электричества. На этот раз импульс теме придал Анатолий Чубайс. На днях он напомнил о соцнорме, заметив, что она поможет экономить энергию.Чубайс умолчал о самом главном. Допустим, власти введут соцнорму потребления электричества.

Это значит, что те, кто используют много энергии, должны будут платить за нее гораздо больше тех, кто экономят. Соответственно, у энергетиков появятся дополнительные средства. И тогда возникнет вопрос: а что с ними делать?

Идея, которая лежит на поверхности: ликвидация перекрестного субсидирования, о чем давно просит бизнес. Суть этой схемы в том, что стоимость электричества для промышленных предприятий значительно больше, чем для населения. То есть бизнес субсидирует тарифы для граждан. При соцнорме можно сделать так, что сами граждане, те, что заплатят больше, будут субсидировать остальных. 

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности: «Они теперь будут субсидировать тех, кто укладывается в эту социальную норму. Соответственно, промышленность можно будет освободить от перекрестного субсидирования. И от этого цены на электроэнергию промышленных потребителей могут даже сократиться. То есть, по сути, здесь одни доноры поменяются на других доноров. То есть от промышленных доноров мы перейдем к донорам в виде населения. На те, которые много потребляют. А дальше, вероятно, эта реформа будет развиваться в направлении: «А давайте мы понизим верхнюю планку социальной нормы».

Дальнейший сценарий эксперта предполагает, что рано или поздно все население будет платить за электричество по рыночным ценам. Это значит, что энергия для россиян сильно подорожает, что власти вряд ли допустят. Да и сам Чубайс тоже выступил против этого.

То, что именно он сейчас заговорил о соцнорме, наводит на мысль о другом варианте: деньги могут пустить на развитие зеленой энергетики — солнечной, ветряной. Глава «Роснано» регулярно выступает на эту тему, например, осенью он говорил об инвестициях в сотни миллиардов рублей.

Попутно заметил, что частных денег не хватит. Но прежде чем тратить на это средства населения, нужно все-таки устранить перекос на рынке, уверен замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев:

«Условно: сейчас, соответственно, промышленное предприятие платит 120 рублей, а население — 80. Должны по факту и те, и другие платить 100 рублей. Если мы с вами принимаем решение о том, что нам надо развивать возобновляемую энергетику, и вот полученные от населения лишние 20 рублей мы направляем на возобновляемую энергетику, то мне кажется, это неправильно. Потому что все равно получается, перекрестное субсидирование не исчезает, по-прежнему промышленность платит больше. Поэтому, сначала нам нужно выровнять условия для всех участников рынка, а потом договариваться, что с этим делать».

Наконец, универсальный ответ — потратить деньги на выполнение майского указа. В нем несколько пунктов как раз касаются электроэнергетики. Это электрофикация БАМа и Транссиба, модернизация электростанций, и о зеленой энергетике несколько слов тоже есть.

Так что вполне вероятно, что средства могут пойти и «Россетям», и генерирующим компаниям, и «Роснано». Правда, у майского указа есть и другие источники финансирования. А когда деньги, полученные от экономии на конкретной цепочке, распыляют по разным направлениям, есть риск, что большого толку от этих доходов не будет. 

Источник: BFM.RU, 18.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики