Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А газ я попрошу остаться: Киев и Москва намерены сохранить транзит

А газ я попрошу остаться: Киев и Москва намерены сохранить транзит

Главная проблема — неурегулированные споры между «Газпромом» и «Нафтогазом»

В Брюсселе 21 января прошел второй раунд переговоров между Россией, Украиной и Еврокомиссией (ЕК). Как и ожидалось, никаких юридически обязывающих документов подписано не было, однако стороны обозначили реперные точки по теме будущего газового транзита: ЕК представила Москве и Киеву предложение по длительности, объемам и тарифам ресурсов, которые могут проходить через украинскую территорию. Как заявили «Известиям» в Минэнерго РФ накануне встречи, Москва готова подписать с Киевом контракт, только если его условия будут экономически обоснованны. Тем временем в конце 2019 года истекают сроки российско-украинских газовых соглашений, а потому решить, будет ли заключено новое, стороны должны как можно скорее.

 

А будет ли транзит?

Трехсторонняя встреча в Брюсселе прошла в представительном составе. От России в переговорах участвовали министр энергетики Александр Новак и глава «Газпрома» Алексей Миллер, от Украины — министр иностранных дел Павел Климкин и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, от ЕК — комиссар по энергетике Марош Шефчович. На повестке встречи стояло продление трансфера российского газа через Украину после 2019 года. Именно тогда истечет срок контрактов о прямых поставках и транзите, которые «Газпром» и «Нафтогаз» заключили в январе 2009 года.

По итогам встречи Марош Шефчович сообщил, что представил российской и украинской делегациям предложения по длительности, объему и тарифам дальнейшего транзита. В детали он вдаваться не стал. Андрей Коболев заявил, что «Нафтогаз» изучит предложения ЕК. Александр Новак сообщил, что третья министерская встреча пройдет в мае: по его словам, к этому времени эксперты должны поработать над деталями будущего контракта с Украиной. При этом он отметил, что надо урегулировать судебный спор «Газпрома» с «Нафтогазом».

 

Накануне встречи в российском Минэнерго «Известиям» заявили, что Москва готова подписать контракт о транзите через Украину. Однако сделает это только при экономически обоснованных условиях. Другими словами, тарифы по транзиту должны быть приблизительно такими же, как в период до 2019 года, или аналогичные тем, которые применяются на альтернативных российских потоках.

— Мы готовы подписывать контракт, если договоренности будут экономически выгодны, а не в 10 раз превышать тарифы, — заявила «Известиям» пресс-секретарь главы Минэнерго РФ Ольга Голант.

По мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, судебные тяжбы двух компаний могут стать разменной монетой во всем газовом споре России и Украины.

— Условия, при которых «Газпром» и «Нафтогаз» могут пойти на мировую, сводятся к обнулению всех взаимных претензий в обмен на новый контракт, условия которого будут оговариваться отдельно, — сказал эксперт. — Запросы Киева по транзиту кратно выше, чем то, что может предложить «Газпром» с учетом «Турецкого потока» и «Северного потока – 2».

 

Дополнительные осложнения

Работу трехсторонней группы осложняют несколько факторов. Во-первых, переговорщик от ЕК Марош Шефчович с 1 февраля уходит на два месяца в отпуск, чтобы поучаствовать в выборах президента Словакии. Ему на смену придет еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете. 

Во-вторых, в марте 2019 года истекает контракт с руководством «Нафтогаза», что также может повлиять на ход трехсторонних контактов.

И, наконец, в-третьих, на Украине 31 марта пройдут президентские выборы. По словам депутата Верховной рады от «Оппозиционного блока» Евгения Балицкого, люди, которые придут к власти на Украине, должны сохранить транзит российского газа. Проблема заключается в том, что сегодня Киев не может обеспечить бесперебойные поставки, в том числе и из-за нестабильной политической ситуации в стране, а потому главная задача новой власти — стать для России и Евросоюза надежным партнером.

Разменная монета

Камнем преткновения в газовых отношениях Москвы и Киева стали договоренности 2009 года. Согласно контракту, при покупке российского газа Украиной его цену составляла базовая европейская сумма в $450 за 1000 куб. м со скидкой 20%, а ставка на транзит сводилась к $1,7 за 1000 куб. м на 100 км, которая к 2013 году в соответствии с оговоренной формулой выросла до $3,4.

После 2014 года скидки для «Нафтогаза» были отменены, и компания инициировала пересмотр контрактов 2009 года, поскольку Украина якобы переплачивала за газ с 2011 года, а «Газпром» поставлял меньше ресурсов на транзит, чем предусматривали договоренности. Год спустя Украина отказалась от российского газа и заменила его на реверсный из Европы. К 2017 году общая сумма взаимных требований компаний составила около $60 млрд.

Стокгольмский арбитраж снизил обязательные годовые закупки «Нафтогаза» до 4 млрд куб. м, отклонил большинство его требований к «Газпрому» по переплате за газ и обязал российскую компанию выплатить украинской примерно $2,6 млрд. В России решение выполнять отказались, и Киев начал арестовывать газпромовские зарубежные активы. Параллельно с этим российский холдинг начал расторжение договоров с Украиной по поставке и транзиту топлива.

Если экономическая заинтересованность Киева в переправке российского газа очевидна, то стремление Москвы определить условия транзита лежит несколько глубже.

— «Газпром» и его партнеры до этого времени не успевают запустить «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» на полную мощность, соответственно на некоторое время украинский транзит сохраняет важное значение для поставок российского газа в ЕС, — рассказал «Известиям» глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

По словам эксперта, именно поэтому «Газпром» вынужден договариваться с Киевом, который, в свою очередь, кровно заинтересован сохранить транзит как главный источник валютных поступлений в бюджет. 

Авторы: Екатерина Постникова, Дмитрий Лару, Николай Хренков

Источник: Известия, 21.01.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики