Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину

ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину

В Брюсселе начались трехсторонние переговоры Еврокомиссия-Россия-Украина по вопросу о транзите российского газа через Украину после 2019 года. Будет ли успех?

Еврокомиссия намерена получить твердые обязательства от России и Украины относительно транзита, учитывая, что действующий контракт на транспортировку газа между "Газпромом" и "Нафтогазом" истекает в конце 2019 года, следует из сообщения ЕК, посвященного переговорам. От России в переговорах будет участие министр энергетики Александр Новак, от Украины — министр иностранных дел Павел Климкин.

Возможно ли согласие, в условиях, когда Россию на Украине считают "страной-агрессором", и все конфликты в газовой сфере заканчивается скандалами, судами и постоянными требованиями пересмотреть уже действующие контракты?

Известно, что Брюссель в качестве условия для успешной реализации проекта "Северный поток-2" поставил РФ условие — транзит через Украину должен быть сохранен. Российская сторона считает, что Украина может остаться транзитером газа в Европу, если выполнит требования энергетического сообщества Евросоюза разделить "Нафтогаз" с выделением в отдельную газотранспортную структуру мощностей по транспортировке, в том числе, по международному транзиту. Правилом в ЕС является бронирование мощностей на транзит. Если Киев их забронирует и отдаст "Газпрому" (а больше некому), то вопрос решиться сам собой.

Однако Украина настаивает на договоре, который подпишет новый оператор газотранспортной системы страны, заявил на брифинге глава НАК "Нафтогаз Украины"Андрей Коболев. Верховная рада еще в 2014 году приняла закон, разрешающий создание нового оператора, в котором до 49% смогут получить инвесторы из США и ЕС. Однако компания  до сих пор "находится в процессе создания".

Как сказал "Правде.Ру" заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, "с одной стороны, время поджимает, так как в конце года завершается транзитный договор, с другой — есть ощущение, что украинская сторона не может вести конструктивные переговоры, которые привели бы к взаимовыгодному решению". "На Украине" идет предвыборная кампания лейтмотивом которой является противостояние с Россией. Даже под давлением со стороны ЕС, достижение приемлемых договоренностей будет объявлено предательством национальных интересов, а их выполнение окажется крайне маловероятным", - отметил эксперт.

Со своей стороны директор Институт национальной энергетики Сергей Правосудов полагает, что противоречия между сторонами слишком велики. "Все прекрасно понимают, что какой-то транзит должен остаться, но обсуждению деталей мешает проблема долга «Газпрома» перед «Нафтогазом» в 2,56 миллиарда долларов, который «Газпром» оспаривает. До решения этого вопроса трудно ожидать успеха" - сказал эксперт "Правде.Ру".

Напоминаем, что Стокгольмский арбитраж вынес решения по спорам "Газпрома" и "Нафтогаза" о контрактах на поставку и транзит газа, обязав российскую компанию выплатить украинской 2,56 миллиарда долларов. "Газпром" обжаловал решения в марте, а в мае потребовал полной отмены этого  решения. Украина 30 мая заявила о начале принудительного взыскания средств.

В сентябре Апелляционный суд Швеции отменил свое предыдущее постановление, которое блокировало попытки украинского "Нафтогаза" арестовать активы "Газпрома" в рамках спора по газовым контрактам. "Газпром" заявил, что намерен добиваться пересмотра этого решения. Кроме того, "Газпром" оспаривает обеспечительные меры по требованиям "Нафтогаза" в судах Швейцарии, Великобритании и Нидерландов.

Источник: Pravda.ru, 21.01.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики