Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговорам по украинскому транзиту газа повышают статус

Переговорам по украинскому транзиту газа повышают статус

На трехстороннюю встречу Россия — ЕС — Украина в Брюссель поедет глава «Газпрома» Алексей Миллер. Действующий контракт завершится в конце года, будет ли он продолжен и на каких условиях?

Предправления «Газпрома» Алексей Миллер поедет в понедельник в Брюссель, где запланирована трехсторонняя встреча Россия — Украина — ЕС. Об этом сообщают российские информагентства со ссылкой на неназванные источники. В самом «Газпроме» это не комментируют.

Ранее предполагалось, что в переговорах примет участие зампред правления газовой компании Александр Медведев, и Еврокомиссия это подтверждала.Планировалось также участие главы российского Минэнерго Александра Новака, министра иностранных дел Украины Павла Климкина, предправления «Нафтогаза» Андрея Коболева и зампреда Еврокомиссии Мароша Шефчовича.

Тема переговоров — транзит российского газа через Украину. Действующий контракт завершится в конце года. Первый раунд трехсторонних переговоров об условиях продления транзита прошел в июле минувшего года. Планировалось, что следующая встреча состоится в октябре, но с тех пор она неоднократно откладывалась. Business FM обсудила предстоящие переговоры с гендиректором Фонда национальной энергобезопасности Константином Симоновым

— Для чего потребовалось участие Миллера в этих переговорах, если они состоятся?

— Вы знаете, у российской стороны сейчас есть несколько возможных тактик участия в таких переговорах. Можно было, например, сказать: ребята, мы строим «Северный поток — 2». Это экономически, на наш взгляд, целесообразный проект, и мы не собираемся уговаривать украинскую сторону. Контракт закончится, и есть варианты существования и без контракта. То есть можно действовать более агрессивно, тогда можно посылать кого угодно на переговоры, но мне кажется, что российская сторона все-таки пытается выступить более аккуратно. Путин постоянно говорит, что мы готовы сохранить транзит через Украину, вот недавно в Белграде он это сказал, что мы и через Украину можем определенный объем поставлять. Поэтому мне кажется, что сейчас все-таки есть попытка показать, что Россия готова к переговорному процессу. То, что Миллер едет лично, показывает, что мы демонстрируем свою заинтересованность в переговорах. Это вовсе не означает, что они закончатся каким-то прорывом или успехом, потому что пока позиции наши с Украиной слишком расходятся.

— В чем основные расхождения сторон?

— Основные расхождения очень простые: 1 января в 10 утра 2020 года завершается наш транзитный договор. Построен уже «Турецкий поток», и сейчас начинается строительство труб уже по территории Европейского союза. Строится «Северный поток — 2» — уже более 400 километров. «Газпром» говорит о том, что он не хочет продлевать этот транзитный договор. Да, на несколько лет, пока произойдет отладка «Северного» и «Южного потока», потребуется какой-то определенный объем транзита через Украину, но «Газпром» может настаивать на том, что он просто выкупал бы нужную мощность на аукционах, не заключая долгосрочного транзитного договора. У Украины другая позиция, она считает, что «Газпром» обязан продолжить транзит через ее территорию или же, по версии «Нафтогаза», заплатить за то, что труба без российского газа превратится в никому не нужный актив. И «Нафтогаз» оценил свои будущие убытки в 12 млрд и настаивает на том, чтобы хотя бы эту сумму «Газпром» ему выплатил. Естественно, «Газпром» не понимает, за что он должен платить в будущем, когда договор просто заканчивается, а желания продлевать его, особенно в объеме 110 млрд кубов, у «Газпрома» нет.

— Смогут стороны прийти к какому-то компромиссу? Будут ли они обсуждать какие-то дополнительные гарантии с учетом того, что сейчас происходит в отношениях двух стран, и нестабильной политической обстановки в самой Украине?

— Это тоже все сказывается, и там еще есть нюансы, связанные с тем, что, как вы знаете, есть решение Стокгольмского арбитража по выплате 2,56 млрд долларов «Нафтогазу».

— Активы в Швейцарии то арестовывают, то не арестовывают...

— Активы то арестовывают, то снимают, там идет очень серьезная информационная война, поэтому, с одной стороны, мы понимаем, что все равно какие-то отношения выстраивать придется и после 2020 года, и Украине нужен российский газ, хоть она его и называет европейским, и транзит в каких-то объемах все равно придется осуществлять. На первые годы мы все равно оцениваем в 7-8 млрд. Думаю, транзит будет сохраняться, это я беру при нынешних примерно объемах, насчет роста экспорта — это уже более фантазийные истории, какой будет экспорт в 2020 и 2021 годах, сложно сказать. Таким образом, мы понимаем, что все равно нельзя будет взять и разойтись полностью, не имея каких-то отношений в газовой сфере. 

 

Какое значение придает Россия предстоящим переговорам по украинскому транзиту? Мнение председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова: 

— Вообще, мне кажется, что российская сторона сейчас старается изо всех сил разрядить обстановку вокруг газовых вопросов, поскольку это уже финальная стадия сооружения «Северного потока — 2». Вокруг него ломают огромное количество копий по разным причинам: американское давление, протесты и противодействие ряда восточноевропейских стран. И вопрос Украины здесь не единственный отнюдь, но тем не менее украинская проблема используется как предлог, что нельзя России разрешать строить что-то новое, потому что тогда она окончательно бросит на произвол судьбы Украину, перестанет прокачивать, и это будет проблема для ЕС. Соответственно, в интересах «Газпрома» и России в целом сейчас каким-то образом этот вопрос урегулировать. Продемонстрировать, как уже Путин говорил неоднократно, что Россия готова продолжать транзит газа, но при условии, что это один из путей. Количество этих путей может дальше расти.

— Есть ли смысл в этих переговорах до выборов на Украине?

— Я думаю, что есть, потому что выборы — важный момент, но зима-то идет, во-первых. Во-вторых, как раз перед выборами, думаю, что не очень выгодно Порошенко было бы, если бы случился какой-нибудь острый кризис, например очередное прерывание поставок, и вопрос газового транзита для Украины критически важен вне зависимости от того, кто станет президентом.

— Будут ли обсуждаться какие-то дополнительные гарантии исполнения нового контракта?

— Когда речь идет о российско-украинских отношениях, тут, по-моему, никаких гарантий в принципе не бывает, поскольку ситуация меняется очень стремительно. Политическая атмосфера столь плоха, сколь она вообще может быть. И здесь ключевым моментом является активная роль Еврокомиссии, комиссара Шефчовича и, вообще, участие Европы, потому что она главная заинтересованная сторона в стабильных поставках и обладает неким ресурсом для того, чтобы надавить на Киев и подвигнуть к заключению каких-то договоренностей. 

 

Берлин не считает проект «Северный поток — 2» политическим и настаивает на сохранении транзита газа через Украину. Об этом в пятницу на совместной пресс-конференции с главой украинского МИД Климкиным в Киеве заявил министр иностранных дел Германии Хайко Маас. 

Источник: BFM.RU, 19.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики