Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьбу транзита газа через Украину решат после выборов президента

Судьбу транзита газа через Украину решат после выборов президента

Вторые трехсторонние переговоры Еврокомиссии, России и Украины по транзиту газа через Украину после 2019 года также закончились ничем. В Брюсселе стороны озвучили свою позицию и перенесли встречу на весну, когда на Украине состоятся президентские выборы. Они многое могут изменить, однако, как отмечают эксперты, Киев вряд ли отступится от решения Стокгольмского арбитража, по которому «Газпром» должен заплатить «Нафтогазу Украины» $ 2,6 млрд. Российскому холдингу же в случае неудачного оспаривания будет сложно признать свое поражение, которое Киев постарается громко отпраздновать как очередную победу над Россией.

Вчера российская сторона предложила продлить действующий еще транзитный договор. «Для того чтобы перейти к конкретным обсуждениям контракта, должны быть представлены четкие правила, нормативно-правовые акты со стороны Украины, которая меняет свое законодательство, в том числе представлены параметры по тарифу, который должен быть конкурентоспособен по отношению к другим газопроводам», — заявил журналистам министр энергетики России Александр Новак. При этом он назвал абсурдом обсуждать то, что «Нафтогаз Украины» готов снизить иск на $ 12 млрд в Стокгольмский арбитраж в шесть раз в случае заключения контракта на транзит после 2019 года. Его украинская нацкомпания подала в прошлом году и требует компенсировать потери из-за якобы заниженного тарифа и сокращения поставок российского газа после пуска обходных газопроводов.

«Это абсурдная позиция со стороны украинских партнеров. Это новый иск, который мы абсолютно не воспринимаем. Это в принципе не может рассматриваться», — сказал Александр Новак телеканалу «Россия-24».

Позиция украинской стороны на переговорах была несколько иной. Как написала в Facebook заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль, Киев предлагает подписать два контракта по правилам и нормам ЕС. Первый касается технологического взаимодействия на российско-украинской границе. Второй же, по транзиту, будет касаться объемов. «Цену на эти услуги определит Нацкомиссия на основе европейской методологии», — написала Елена Зеркаль. Она отвергла возможность урегулировать спор «Нафтогаза Украины» и «Газпрома» по уже принятому решению Стокгольмского арбитража. Российский холдинг, как известно, оспаривает решение арбитров, в том числе выплату $ 2,6 млрд компенсации за невыполнение транзитных объемов. В «Газпроме» считают его несправедливым, так как в Стокгольме в то же время не согласились и на компенсацию со стороны Украины за то, что она не выбирала законтрактованные объемы газа.

В этой ситуации вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетического союза Марош Шефчович предложил сторонам обсуждать трансевразийский контракт на срок более 10 лет. По данным источников европейского издания Euractiv, речь идет о ежегодном объеме транзита в 60 млрд кубометров с дополнительными возможностями увеличения еще на 30 млрд кубометров. «Время идет, и каждый день мы становимся ближе к концу 2019 года, когда заканчивается контракт», — цитирует Euractiv Мароша Шефчовича. Позиция по объему транзита газа, заметил вице-президент Еврокомиссии, связана не только с рентабельностью украинской газотранспортной системы, но и интересами потенциальных инвесторов в компанию по управлению магистральными газопроводами. Как известно, Киев хочет привлечь инвестора в ГТС, который сможет рассчитывать на долю до 49%.

По версии украинской стороны, провести следующий раунд переговоров в мае предложила российская делегация. «Читай — после президентских выборов», — написала в соцсети Елена Зеркаль.

«Переговоры полностью оправдали мои ожидания и закончились ничем. Стороны подтвердили свои позиции, которые кардинально не совпадают», — говорит директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский. По его мнению, результат выборов может повлиять на дальнейшие переговоры. «Сохраняется действующая власть — идёт на обострение. Меняется — начинает договариваться», — полагает эксперт. В любом случае, считает он, «Газпром» не пойдет на 90 млрд кубометров, так как после запуска обходных газопроводов транзит через Украину станет переменной величиной, которая зависит от спроса в ЕС. Так как сухопутные продолжения «Турецкого потока» и «Северного потока-2» в Европе выйдут на полную мощность или вообще заработают только в 2021—2022 годах, то тогда «Газпрому» необходим транзит через Украину на уровне 30−40 млрд кубометров.

Условия контракта при этом не так важны, как вопрос компенсации в $ 2,6 млрд по решению Стокгольмского арбитражного суда. Даже вице-президент ЕК Марош Шефчович назвал разбирательство в арбитраже «слоном в посудной лавке» для переговоров. «Для россиян это — камень преткновения. Им трудно вести переговоры о хорошем долгосрочном контракте, когда они оспаривают иски по предыдущему».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что без урегулирования арбитражных вопросов сложно двигаться дальше. «Встреча была скорее показательной, чем содержательной. Россия показала приверженность обязательствам по продолжению транзита, — говорит замдиректора ФНЭБ. — На Украине выборы, и они не могут вести переговоры о взаимовыгодных условиях транзита. У Шефчовича тоже выборы в президенты Словакии и ему не нужен скандал в подшефной сфере. Поэтому в целом все прошло тихо и мирно, но серьезный разговор отложен до окончания выборов».

Ситуация с переговорами по газу станет ясна через полгода, считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. «Если в президентское кресло сядет новый человек, то выборы в любом случае одним туром не ограничатся и новый глава государства не сможет быстро заполнить структуру власти своими людьми. Тем более осенью состоятся парламентские выборы, а президент Украины не такой всесильный», — считает эксперт. По его словам, даже приход нового президента может не решить главный вопрос, тормозящий переговоры, — решение Стокгольмского арбитража. «Я не знаю, кто в нынешней ситуации согласится пойти на серьезные уступки по делу, которое в стране раскрутили как одну из главных побед над Россией. В отрасли говорят, что „Газпром“ готов договариваться и якобы предлагает различные варианты. Например, если не оспорит решение, то оплатит компенсацию газом. Или даст возможность перенести точки сдачи газа по некоторым долгосрочным контрактам с европейцами, если украинская с ними договорится, на российско-украинскую границу. Украинская сторона при этом требует только деньги», — отметил сопредседатель Фонда энергетических стратегий.

Судебное разбирательство может растянуться на годы, и Еврокомиссия изначально стремилась к тому, чтобы новый транзитный контракт обсуждался без привязки к нему. Однако Москва на это не идет. «Это очень важный момент, потому что нужно восстановить баланс интересов в первую очередь для того, чтобы дальше двигаться по обсуждению конкретных параметров», — заявил на переговорах в Брюсселе Александр Новак. Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский полагает, что результатов украинских президентских выборов ожидают и в Еврокомиссии. «После чего продолжат давить и на Киев, так как Европе ничего не остается больше делать», — резюмировал эксперт.

Источник: EADaily, 22.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики