Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Общий рынок газа» странам ЕАЭС пока недоступен: эксперты

«Общий рынок газа» странам ЕАЭС пока недоступен: эксперты

Концепция «общего рынка газа» была утверждена 31 мая 2016 года, однако существуют острые противоречия о сути и темпах реализации договоренностей между участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом говорится в докладе Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).

Как отмечается в документе, согласно Договору о создании ЕАЭС от 29 мая 2014 года, подписанному главами России, Казахстана и Беларуси (позднее в том же году к соглашению присоединились Армения и Киргизия), предполагается «поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов, исходя таких принципов как обеспечение рыночного ценообразования на энергетические ресурсы и развития конкуренции на общих рынках, отсутствие препятствий торговле энергетическими ресурсами, обеспечение развития транспортной инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов и так далее.

Стороны договорились к 1 января 2018 года принять программу формирования общего рынка газа Союза, предусмотрев срок выполнения мероприятий программы до 1 января 2024 года. С тем, чтобы по завершении мероприятий государства ЕАЭС заключили «полноценный международный договор в рамках Союза о формировании общего рынка газа», и обеспечили вступление его в силу не позднее 1 января 2025 года.

Однако уже сейчас есть острые противоречия о сути и темпах реализации договоренностей между участниками ЕАЭС. Прежде всего, говорится в докладе ФНЭБ, условия функционирования рынков газа во всех странах ЕАЭС очень разнородны, сами они находятся в процессе различных трансформаций, у них отсутствует целевая модель развития, что делает крайне затруднительным процесс переговоров об унификации правил работы рынка. Политический компромисс заключался в том, что формирование «общего рынка газа» произойдет только на уровне оптовой торговли и доступа к магистральной инфраструктуре. Но это не решило, а лишь завуалировало проблему.

Сейчас РФ добывает более 95% всего газа, еще около 5% добычи приходится на Казахстан, остальные три страны почти не имеют собственной добычи и полностью зависят от импорта. При этом в сфере потребления газа доля России составляет 91%. На Беларусь приходится 5%, на Казахстан — 3,4%, на Армению и Киргизию вместе — около 0,6%. При этом Россия в лице «Газпрома» обеспечивает 100% поставок газа в Беларусь и Армению, а снабжение Киргизии также осуществляется «Газпромом» за счет закупок и разменных операций с Узбекистаном и Казахстаном. В трех странах — Беларуси, Армении и Киргизии — инфраструктура по импорту и распределению газа принадлежит «Газпрому». А условия закупок импортного газа прописаны в двусторонних международных договорах.

Вместе с тем, отмечается в документе, цены и тарифы при поставках газа розничным потребителям устанавливаются местными правительствами. Казахстан, который является нетто-экспортером газа, продает часть газа в экспортный портфель «Газпрома», а также имеет контракт на прямые поставки газа в Китай (до 10 млрд кубометров в год). При этом часть территорий исторически снабжается российским газом, который оформляется в виде своповых сделок.

Разброс оптовых цен на газ для промышленных потребителей в странах ЕАЭС огромен. Промпотребители в газодобывающих России и Казахстане платят в долларовом выражении в 3−4 раза меньше, чем в импортирующих Беларуси, Армении и Киргизии. Импортные цены на газ в этих республиках в 2−2,5 раза выше, чем оптовые цены в России и Казахстане.

Импортеры российского газа рассчитывают, что переход к общему рынку даст им возможность получать газ по сниженной российской цене. «В то же время, уверены в Фонде, — без унификации правил работы на рынке по всей цепочке до конечных потребителей это будет лишь дополнительным источником субсидирования этих стран со стороны РФ и „Газпрома“. Вместе с тем процесс унификации будет крайне затруднительным».

Источник: EADaily, 23.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики