Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему выход Прибалтики из БРЭЛЛ может разорить жителей Эстонии, Латвии и Литвы

Почему выход Прибалтики из БРЭЛЛ может разорить жителей Эстонии, Латвии и Литвы

Страны Прибалтики получат от Евросоюза 323 млн евро на финансирование первого этапа выхода из энергокольца БРЭЛЛ. Эстония получит более 40% финансирования. Почему переход на европейские энергосети может дорого обойтись эстоноземельцам – в материале Baltnews.ee.

Координационный комитет финансирования европейских инфраструктурных сетей решил удовлетворить ходатайство эстонского электросетевого госпредприятия Elering о софинансировании на сумму 141 млн евро первого этапа синхронизации электросистемы Эстонии с частотами Европы. 

На первом этапе проекта синхронизации Эстония планирует инвестировать почти 188 млн евро, при этом субсидии CEF как раз покрывают 75% от планируемых расходов. Остальные 47 млн евро покроет сама Elering.

"Решение CEF демонстрирует весомость проекта синхронизации для энергобезопасности ЕС и качество поданного ходатайства о финансировании. 75% – это высший уровень возможной меры субсидии", – цитирует пресс-служба председателя правления Elering Таави Вескимяги.

Доля Литвы составит 125 млн евро, Латвии – соответственно 57 млн евро. В целом же Европейская комиссия выделила странам Прибалтике 323 млн евро. Таким образом, Евросоюз взял на себя 75% финансирования проекта. В целом же стоимость первого этапа проекта по синхронизации сетей стран Прибалтики составляет 432,5 млн евро. Все работы оцениваются в сумму в 1,5 млрд евро.

В июне 2018 года страны Прибалтики, Польша и Еврокомиссия подписали в Брюсселе политическое соглашение о синхронизации электросетей Эстонии, Латвии и Литвы с сетями континентальной Европы. До 2025 года Прибалтика должна будет окончательно выйти из энергокольца БРЭЛЛ.

Расплачиваться придется простым гражданам

Большинство экспертов уверены, что выход Эстонии, Латвии и Литвы – это, прежде всего, политический проект, направленный на снижение зависимости от российской и белорусской энергетики. С экономической же точки зрения им было бы выгоднее оставить все как есть, поскольку затраты на электроэнергию в России и Белоруссии значительно ниже, чем в Европе.

"Диверсификация – это приобретение нового поставщика при сохранении старого, от которого вы будете теперь меньше зависеть. Прибалтика же полностью отказывается от старых поставщиков и "привязывается" к новым. Большой вопрос: от кого лучше зависеть? От Белоруссии и России или от Европы? С точки зрения экономики, конечно, первый вариант более приемлем: в России и Белоруссии ˂…˃ цены ниже", – уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Выход из БРЭЛЛ чреват денежными потерями, и расплачиваться за это придется эстонским налогоплательщикам.

"Коммерческие доводы не принимаются во внимание руководством прибалтийских стран, хотя отключение от БРЭЛЛ приведет к значительным издержкам. Повышение энерготарифов не только ударит по карману населения, но и затормозит рост экономики", – считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич полагает, что в любом случае все расходы придется покрывать простому населению.

"Все затраты на внутреннюю энергетическую инфраструктуру и на соединение Эстонии и Латвии, естественно, лягут на плечи потребителей, поскольку никаких альтернативных вариантов вообще-то не существует нигде. В конечном счете все расходы оплачивают потребители", – уверен эксперт. 

Источник: Baltnews.ee, 24.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики