Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Попытка № 2: Болгария умеряет аппетиты заработать на «Турецком потоке»

Попытка № 2: Болгария умеряет аппетиты заработать на «Турецком потоке»

В Болгарии объявили о втором раунде и новых условиях конкурса на бронирование газотранспортной инфраструктуры страны для подачи газа из «Турецкого потока» в Сербию. «Булгартрансгаз» увеличил срок бронирования и снизил предлагаемые тарифы на транспортировку, так как в первом раунде потенциальные клиенты не пошли на условия болгарского оператора газотранспортной системы и контрактов подписано не было.

«Четыре кандидата зарегистрировались до 11 января и три из них подали в установленный срок 15−16 января свои предложения. В результате, условия экономического теста не были выполнены. Поэтому начинается вторая фаза экономического теста», — говорится в официальных материалах оператора газотранспортной системы Болгарии. В «Булгартрансгазе» сообщили, что изменили срок бронирования с 15 до 20 лет и тарифы на транзит.

Судя по новым данным компании, они снизились на 3,65%. Первоначальные составляли $ 2,3 за транзит тысячи кубометров каждые 100 километров, что было дороже «Северного потока» ($ 2,1) и даже новых тарифов на транзит газа через Украину ($ 2,64). Теперь предлагаемая цена за транспортировку газа составляет $ 2,21.

Конкурс на бронирование мощностей должен завершиться в конце следующей недели, 31 января. А результаты «Булгартрансгаз» планирует объявить участникам 5 февраля. При этом в случае провала второго раунда оператор болгарской ГТС может устроить еще и третий раунд конкурса с новыми предложениями.

«Очевидно, они с самого начала завысили размер маржи, чтобы в ходе торгов получить реально необходимый для реализации проекта тариф», — полагает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — «Газпром», как ключевого потенциального покупателя мощностей, не устраивал размер нормы доходности от инвестиций, заложенный в тариф. Теперь он несколько снизится и, вероятно, станет более обоснованным и соответствующим практике. Но окончательно покажет только сам аукцион".

Как известно, «Газпром» планирует запустить «Турецкий поток» до конца этого года, когда закончится российско-украинский газовый контракт. Поэтому сжатые сроки проведения конкурса связаны с тем, что «Булгартрансгазу» необходимо до 1 января 2020 года построить и ввести в эксплуатацию большую часть инфраструктуры, которая позволит транспортировать российский газ из Турции в Сербию. Она будет построена на средства, полученные за бронирование. В конце декабря болгарский оператор объявил тендер на строительство самого длинного участка будущей инфраструктуры протяженностью 474 километра к границе с Сербией. Его стоимость оценивается в $ 1,3 млрд, а результаты тендера станут известны в середине февраля.

Как уже сообщало EADaily, «Газпром» выбрал болгарский вариант пути «Турецкого потока». «Булгартрансгаз» проводит аукцион на закупку мощностей для развития и расширения болгарской газовой инфраструктуры и в документах к аукциону прямо говорится, что входная точка «Странджа2/Малкочлар» — точка, в которой будут соединяться газотранспортная система Болгарии и сухопутное продолжение «Турецкого потока». Через нее в Болгарию технически можно подавать до 20 млрд кубометров. При этом соединительный отрезок газопровода в 11 километров на границе уже построен. Он подключен к действующей 155-километровой системе до ГРС «Нова Провадия» на востоке Болгарии. А вот от нее еще необходимо построить газопровод через всю страну протяженностью 484 километра до границы с Сербией — болгарского городка Кирево. Так же «Булгартрансгаза» планирует построить еще две компрессорные станции. Все работы обойдутся болгарской стороне в $ 1,6 млрд. В первой фазе она проводила аукцион по бронированию мощностей из Турции в Болгарию на 15 лет. Сейчас — на 20 лет. Объем — 17,5 млрд кубометров газа ежегодно. На выход из Болгарии в Сербию болгарская компания выставила на аукцион около 4 млрд кубометров в 2020 году и более 12 млрд кубометров с 2021 года. Таким образом, на разнице мощностей становится понятно, что теперь весь российский транзит в Болгарию (и Грецию) в обход Украины начнется с 2020 года, а полномасштабный транзит в Европу через Сербию — не ранее, чем в 2021 году. При этом используется совершенно новая схема организации поставок, когда за строительство и транзит будут отвечать уже только местные операторы без какого-либо участия российской стороны.

Напомним, что вчера, 23 января, после переговоров с лидером Турции Реджепом Эрдоганом президент России Владимир Путин высказал надежду, что сухопутная часть «Турецкого потока» будет строиться также быстро, как и морская. «Рассчитываем, что работы по укладке сухопутной части будут вестись такими же ударными темпами с тем, чтобы запустить газопровод, как и намечено, до конца текущего года», — заявил Владимир Путин. До этого, в ноябре прошлого года, российский лидер принял участие в торжественной церемонии окончания строительства морской части «Турецкого потока», которая прошла в Стамбуле. Первая нитка мощностью 15,75 млрд кубометров предназначена в основном для Турции, а вторая, такой же мощности, — для стран Европы. До последнего времени существовало два варианта поставки газа по «Турецкому потоку» в ЕС — через Грецию или Болгарию. «Турецкий поток», который планируется запустить в конце 2019 года, сможет полностью заменить балканский маршрут транспортировки газа из России, который проходит через Украину. По данным «Укртрансгаза», в прошлом году по нему транспортировали 20 млрд кубометров. Судя по контрактным тарифам, они принесли оператору украинской газотранспортной системы более $ 500 млн. После запуска «Турецкого потока» Украина лишится их, так как балканское направление станет ненужным.

Источник: EADaily, 24.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики