Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Очевидное-невероятное. Почему Украина боится потерять транзит российского газа в Европу

Очевидное-невероятное. Почему Украина боится потерять транзит российского газа в Европу

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в беседе с порталом Baltnews.lt заявил, что ситуация с транзитом российского газа является для Украины одним из наиболее важных вопросов, который ставит под сомнение благополучие экономики страны.

Что случилось

Завершение газового контакта между Москвой и Киевом о транзите газа в Европу приведет к падению экономики Украины, заявил депутат Верховной Рады Вадим Рабинович.

По словам украинского депутата, в случае потери транзита российского газа Киев будет вынужден платить огромные финансовые средства на содержание недействующего газопровода.

"Первого января (2020 года – прим. Baltnews.lt) заканчивается контракт с Россией на поставку газа и на гарантированные объемы. Для того чтобы обслуживать даже пустую трубу, нам нужно три миллиарда долларов в год. Теперь не будет ничего – договор новый не заключают. С чем мы останемся?" – заявил Рабинович в эфире телеканала NewsOne, сообщает РИА Новости

Вопрос на 2 млрд долларов

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в беседе с порталом Baltnews.lt рассказал, что ситуация с транзитом российского газа является для Украины одним из наиболее важных вопросов, который ставит под вопрос благополучие экономики республики.

"Не нужно быть нобелевским лауреатом по экономике, чтобы понять, что если из экономики изъять примерно два млрд долларов в год, то, конечно, это приведет к плохим последствиям для экономики страны, здесь все довольно очевидно. Если бы не было таких печальных последствий, я думаю, тогда бы руководство Украины так бы не боролось за сохранение этого транзита", – сказал он.

"Петр Порошенко (президент Украины – прим. Baltnews.lt) уверяет, что его главная задача – разорвать все экономические связи с Россией. Почему-то он рвет все, кроме транзита, который он хочет оставить. И понятно почему: потому что 2 млрд долларов ежегодно на дороге не валяются. При этом для их зарабатывания ничего не нужно делать – все уже сделано: газопроводы построены еще в советское время, их лишь нужно поддерживать в рабочем состоянии", – подчеркнул Симонов

При этом он отметил, что транзит российского газа является высокомаржинальным бизнесом, в котором Украина экономически крайне заинтересована.

"Если посмотреть официальные отчеты "Нафтогаза", там можно обнаружить, что, по официальным данным, его маржинальность превышает 60% – это официально они пишут в своих отчетах. Сколько там реально и догадываться не хочется. Это высокомаржинальный бизнес, который Украина терять не хочет. Я, правда, думаю, что вряд ли эти деньги доходят до украинских избирателей и самой экономики Украины, но тем не менее все равно "Нафтогаз" платит налоги и так далее. Это госкомпания, как она распоряжается прибылью – чтобы это узнать, нужно проводить отдельное расследование", – рассказал эксперт.

"В целом это, безусловно, очень приличные деньги, и Украина – страна не настолько богатая, чтобы безболезненно перенести потерю двух миллиардов долларов ежегодно, для зарабатывания которых, повторюсь, не нужно делать абсолютно ничего", – подытожил Симонов.

Что по транзиту?

21 января 2019 года начались консультации перед трехсторонней встречей с Украиной по газу, которые начали Россия и Еврокомиссия (ЕК). 

Евросоюз считает, что сохранение транзита российского природного газа через территорию Украины даст значительные поступления средств в бюджет страны. ЕК представила предложение по формату будущего контракта между Москвой и Киевом: он должен быть подписан на срок более десяти лет, а его объемы привлекательными, в том числе для инвесторов, которые будут приглашены для модернизации газотранспортной системы Украины (ГТС).

В ходе переговоров министр энергетики Александр Новак заявил, что контракт должен быть коммерчески привлекательным, а маршрут – конкурентоспособным. При этом он отметил, что Украина должна представить четкий план управления своей ГТС, а "Газпрому" и "Нафтогазу" в свою очередь необходимо урегулировать судебные проблемы.

Переговоры по обсуждению контракта о транзите газа в Европу через Украину будут продолжены в мае этого года. 

Источник: Baltnews.lt, 28.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики