Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит российского газа в ЕС после 2020 года вынудит Украину разобрать часть трубы

Транзит российского газа в ЕС после 2020 года вынудит Украину разобрать часть трубы

В случае потери транзита российского газа Киеву придется платить огромные средства на содержание недействующего газопровода, считают в Верховной раде. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рекомендует Киеву совместно с ЕС и Россией оценить выгодные транзитные направления, договориться о сохранении их загрузки после 2020 года, а остальную часть трубы разобрать.   

Содержание Украиной недействующего газопровода

Завершение контракта о транзите российского газа в Европу приведет к падению экономики Украины, считает депутат Верховной рады Вадим Рабинович. При этом он отмечает, что Киеву придется платить огромные средства на содержание недействующего газопровода. Под эти цели, по подсчетам Рабиновича, необходимо до 3 млрд долларов в год. Нынешний контракт заканчивается 1 января 2020 года, а по будущей загрузке трубы трехсторонние консультации России, Украины и Еврокомиссии результатов пока не дали.

«Конечно, Украина потеряет деньги в случае уменьшения прокачки, но транзит нужен всем трем сторонам, участвующим в переговорах - и РФ, и Украине, и ЕС. Оценивая содержание газопровода в 3 млрд долларов, в Киеве немного преувеличивают, потому что сегодня от транзита Украина получает схожий доход, но далеко не все они уходят на поддержание в рабочем состоянии трубы. В реальности содержание стоит меньше, но оно все равно огромное, поэтому часть труб придется сокращать, в полном объеме эта ГТС не нужна.

Сейчас Киев на переговорах выставляют требования обязательной прокачки около 140 млрд кубов, но понятное дело, что никто столько качать не будет. Даже сейчас такой объем через Украину не проходит, а после запуска «Северного потока-2» и «Турецкого потока» транзит уменьшится в разы. Есть вероятность, что к 2020 году не успеют достроить и расширить продолжение этих труб в полном объеме на территории ЕС и через Украины придется качать около 30-40 млрд кубов. Но к 2021 году эти объемы снизятся до 10-15 млрд кубов», - предполагает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Наиболее конструктивная позиция для Украины, по мнению Юшкова,  не заявлять на переговорах о заранее неисполнимых требованиях по транзиту в 140 млрд кубов и повышенной ставке на прокачку. Вместо этого лучше узнать у представителей ЕС, какие страны будут закупать у РФ газ и в каких объемах, после чего посмотреть, в какие страны РФ намерена качать газ по обходным газопроводам, а в какие было бы выгодно прокачивать через  украинскую ГТС. 

Варианты сохранения транзита газа через Украину

«Всю остальную часть трубы лучше разобрать и не тратить на нее деньги, потому что эти участки никогда никому нужны не будут. Я думаю, что контракт все равно будет подписан, но не раньше лета. У Украины выборы в марте, поэтому сейчас там никто не может конструктивно говорить, иначе их обвинят в предательстве.

Со стороны ЕС тоже переговорщики меняются, так как Шефчович в апреле как минимум на время уйдет со своего нынешнего поста, чтобы принять участие в выборах на родине. Только российская сторона останется в низменном составе переговорщиков», - отмечает Юшков.

На прошлой неделе в Брюсселе состоялись трехсторонние консультации России, Украины и Еврокомиссии по транзиту газа после 2019 года. Продолжить обсуждение стороны договорились в мае. Еврокомиссия предложили РФ и Украине подписать контракт на срок более десяти лет с привлекательными объемами для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС. Но министр энергетики Александр Новак заявил, что контракт должен быть коммерчески оправданным, а маршрут – конкурентоспособным.

«Если речь идет про долгосрочный документ, то он будет носить формат меморандума. Иными словами, если хотите покачивать газ, то доставка будет определяться по такой-то формуле, а если не прокачиваете, то ничего не платите. Россия может согласиться на долгосрочный контракт, но без обязательств по прокачке и без условия «качай или плати». В этом варианте возможно, иначе никак. Контракт, где прописаны даже приблизительные цифры, «Газпром» подписывать не будет.

Один раз российская компания уже обожглась в Стокгольмском арбитраже. По действующему контракту был условия, что мы планируем качать 110 млрд кубов. При этом ни слова про «качай или плати» или штрафные санкции там не было. Тем не менее, при разбирательстве в Стокгольме арбитраж назвал прописанный объем обязательством и выписал «Газпрому» штраф, за прокачку меньших объемов. Такой ситуации больше не повторится», - резюмирует Игорь Юшков.  

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 28.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики