Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайские деньги не пошли в «Газпром»

Китайские деньги не пошли в «Газпром»

Амурский ГПЗ начали строить за счет бридж-кредита

«Газпром» не смог получить деньги на строительство Амурского ГПЗ от китайского China Development Bank и вынужден был привлекать краткосрочный бридж-кредит на два года. Договориться о долгосрочном займе на $14 млрд монополия попытается в среду с 27 банками, но гарантии у европейских кредитных агентств получены только на половину суммы. Эксперты отмечают, что решение китайцев можно объяснить давлением Вашингтона, а «Газпром» мог бы и сам профинансировать проект, но это бы снизило дивиденды монополии.

«Газпром» в 2019 году будет строить Амурский ГПЗ мощностью до 42 млрд кубометров газа за счет бридж-кредита, сообщил агентствам глава финансово-экономического департамента монополии Александр Иванников в кулуарах European Gas Conference в Вене. Он не назвал банк, давший кредит, подчеркнув, что это не китайский China Development Bank (CDB) и не российские банки. Краткосрочные бридж-кредиты, как правило, с менее выгодными условиями обычно берутся для покрытия текущих потребностей в ожидании более долгосрочного и выгодного кредита. «Газпрому» он понадобился, так как компания не договорилась о проектном финансировании с CDB.

Строительство Амурского ГПЗ необходимо для переработки газа, который будет поставляться по «Силе Сибири» в Китай.

Ввести первые две линии ГПЗ планируется в апреле 2021 года, полностью — к январю 2025 года. Как сообщал в декабре 2018 года глава «Газпрома» Алексей Миллер, Амурский ГПЗ готов на 24%. Его стоимость — 950 млрд руб., 70% должны пойти через проектное финансирование, и «Газпром» рассчитывал на подписание соглашений о финансировании в четвертом квартале 2018 года.

Как пояснил господин Иванников, основную часть из $20 млрд инвестиций в Амурский ГПЗ должен был предоставить CDB под гарантии европейских экспортно-кредитных агентств (ЭКА). В конце ноября 2018 года топ-менеджер пояснял, что подписание документов по предварительному финансированию Амурского ГПЗ с основными кредиторами затянулось по вине китайских банков. Они лидеры по объему финансирования и «очень тугие переговорщики, видят риски там, где даже европейцы не видят», говорил он тогда. Теперь он пояснил, что кредитору «начинают выкручивать руки», но бридж-кредита хватит на два года.

Деньги на ГПЗ с 2020 года «Газпром» собирается занять у «ряда других банков», синдикацию кредита планируется завершить до конца этого года. Пока компания договорилась о гарантиях с итальянской Sace, немецкой Hermes и французской Coface на $7 млрд из необходимых $14 млрд. 30 января «Газпром» планирует встречу с 27 банками. По словам Александра Иванникова, компания заинтересована в рефинансировании других строек, где планировалось проектное финансирование («Северный поток-2» и «Турецкий поток»), но сконцентрируется на привлечении средств на Амурский ГПЗ. В монополии отметили, что «продолжают работу по привлечению проектного финансирования с европейскими, китайскими и российскими ЭКА и банками, завершить ее планируется до конца 2019 года».

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач полагает, что привлечь финансирование от CDB пока не получилось, так как на банк надавили из Вашингтона. Эксперт отмечает, что переговоры по финансированию в условиях санкций требуют больше времени, усилий и поддержки на политическом уровне. Гендиректор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев отмечает, что бридж-финансирование — временное решение и требует замены источника средств долгосрочным кредитом или облигациями. Он говорит, что следует разделять Китай и китайские банки. Производство КНР завязано на экономику США, и Пекин не будет открыто делать ничего, что спровоцирует новые шаги американцев в отношении китайских компаний, пошлин или санкций, говорит господин Лосев. «То, что "Газпром" не получил деньги напрямую у китайских банков, не говорит о том, что это невозможно сделать косвенно»,— добавил он, напомнив об опыте «Роснефти» по привлечению в Китае предоплаты по нефтяным контрактам. Финансировать проекты «Газпром» может и из прибыли или денежного потока, добавил эксперт, но дивиденды будут низкими.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 29.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики