Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Интересный диалог Пашиняна с журналистом, или Почему у Армении не будет трубы

Интересный диалог Пашиняна с журналистом, или Почему у Армении не будет трубы

Российские эксперты объяснили, почему через Армению вряд ли пройдет трубопровод какой-либо страны.

Интересный диалог премьер-министра Армении Никола Пашиняна с журналистом телеканала РБК привлек внимание как азербайджанских, так и армянских СМИ. Между ними состоялась следующая беседа: 

- Сейчас очень модно везде говорить, в частности, в Западной Европе, в США, что им нужно уменьшать энергозависимость от России. Собирается ли Армения идти по этому пути и нужно ли Армении уменьшать энергозависимость от России?

- А что значит энергозависимость от России?

- К примеру, Россия строит "Северный поток – 2", а в Вашингтоне говорят: Европа, не надо вам в "Северный поток – 2", потому что вы тогда будете полностью зависеть от России.

- К сожалению, в Армении сейчас не строится "Северный поток – 2". А мы заинтересованы, чтобы в нашей стране тоже строили какой-то транзитный трубопровод, который бы транспортировал, например, газ или нефть из точки А в точку Б. Поэтому мы очень заинтересованы такими проектами.

Из слов армянского премьера можно сделать вывод, что на сегодняшний день ему абсолютно все равно, откуда будет идти эта труба и будет ли она соответствовать интересам главного стратегического партнера Армении – России. "Дружба дружбой, а табачок врозь", как говорится. 

Ну, а раз так, то почему бы Пашиняну тогда не договориться о такой трубе (энергопроекте), например, с Азербайджаном, предварительно выведя с азербайджанских территорий ВС Армении? Ведь азербайджанский лидер Ильхам Алиев не раз говорил о том, что в интересах самой же Армении, которая из-за своей оккупационной политики осталась в стороне от всех региональных проектов, как можно быстрее договориться с Азербайджаном и получить выгоду от будущего сотрудничества.

Похожее звучало также из уст министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, который заявлял о том, что "отсутствие успеха в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта представляет самую большую угрозу региональному сотрудничеству. Из-за своей оккупационной политики Армения осталась в стороне от всех региональных проектов".

Так что, почему бы армянскому премьеру не сделать этот важный шаг, который поспособствует в том числе и улучшению экономического положения самой Армении.

В связи с этим Sputnik Азербайджан обратился к российским экспертами, которые объяснили, может ли Армения рассчитывать на хоть какую-то трубу с энергоносителями через свою территорию. 

Заявления Пашиняна в свете последних событий вполне понятны. Руководство Армении не добилось успехов в переговорах с Россией о снижении цен на газ, и теперь армянскому премьеру необходимо предпринимать что-то для того, чтобы недовольное население не начало демонстрировать и ему свой протест на улицах, считает эксперт по вопросам безопасности Евгений Михайлов.

"Именно с этим и нужно связывать высказывания Пашиняна относительно его желания о том, чтобы через территорию Республики Армения пролегал хоть какой-нибудь трубопровод", - сказал собеседник Sputnik, напомнив при этом, что транзит газа – это прежде всего выгодные цены на топливо и деньги за его транспортировку через территорию республики.

При этом эксперт не исключил, что Пашинян может пойти в этом вопросе вразрез с российскими национальными интересами и принять участие в какой-либо другой, конкурентной России газотранспортной системе. И сделано это может быть в том числе и под давлением западных партнеров Армении, считает он. 

Надо понимать, что пока таких предложений армянскому премьеру не поступало, подчеркнул Михайлов.

"Но если такие предложения появятся и Пашинян на них согласится, это будет последней каплей в развернувшейся на территории Армении кампании по дискредитации армяно-российских отношений", - заключил собеседник Sputnik.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель финансового университета при правительстве Российской Федерации Игорь Юшков также отметил, что заявление Пашиняна, прозвучавшее как "дайте нам хоть какую-нибудь трубу", является демонстрацией того, что армянский премьер более экономически ориентирован, и вопросы о том, политизирована труба или нет, находятся для него на втором месте.

Слова премьер-министра Армении звучат как своеобразный месседж. По сути, он говорит, что если бы через территорию его страны проходила какая-то труба, то это был бы дополнительный источник дохода, потому что им платили бы за транзит. Кроме этого, практика Газпрома также показывает, что стране, через которую будет проходить труба, могут быть предоставлены скидки на газ, отметил эксперт.

"Но дело в том, что российские проекты, скорее всего, через Армению не пойдут. Все российские газопроводы строятся для того, чтобы обойти страны-транзитеры. Да и пускать трубу через Армению было бы сложно, да и к тому же непонятно – куда?" - заметил Юшков.

Что же до Азербайджана, то нынешний газопровод от него в Европу уже построен до территории Турции, к 2020 году достроят участки до Болгарии и Греции, а к 2022-му доберутся до Италии. И так как участок от Азербайджана до Турции уже построен, то новая труба, к примеру, в Армению, предполагает уже дополнительные поставки газа, которого у азербайджанской стороны нет, отметил Юшков

Сейчас, когда еще нет поставок в Болгарию, Грецию, Италию, Азербайджан уже в 2018 году закупил около полутора миллиардов кубов газа у Газпрома. Это было сделано потому, что азербайджанской стороне надо выполнять экспортные контракты, поставки на внутренний рынок, сказал эксперт.

Если же, по словам собеседника Sputnik, говорить о трубе из Азербайджана в Армению, то тут также возникает вопрос – зачем? Да, Азербайджан мог бы поставлять газ туда, если бы это было хорошей сделкой. Если у него вдруг появятся дополнительные объемы, у него, соответственно, появится и вопрос: куда их будет выгоднее экспортировать? Азербайджанская сторона прекрасно понимает, что Европа также не откажется от покупки дополнительного объема газа у Баку с целью сократить закупки у той же России.

"И тут возникает вопрос – даже если отбросить политическую составляющую вопроса, готова ли Армения платить за азербайджанский газ такую же цену, что и европейцы?" - отметил Юшков, напомнив, что сейчас Армения покупает 1000 кубов российского газа за менее чем 150 долларов, тогда как европейцы платят за азербайджанский газ более высокую цену.

Таким образом, получается, что Армении либо придется платить за азербайджанский газ приемлемую для Азербайджана цену, либо же просить о более низкой стоимости. Но на последнее Азербайджан явно не согласится, отметил эксперт. 

Да, у Пашиняна позиция такая – "бизнес есть бизнес, ничего личного" и он вполне может согласиться на любую трубу, предложенную западными партнерами. Просто в этом случае крайне сложно представить, как такая труба могла бы появиться в современных реалиях. Ведь даже проект НАБУККО, который предполагал, что Туркменистан построит Транскаспийский газопровод в Азербайджан, и оттуда он дальше пойдет через Турцию, не затрагивал территорию Армении, отметил собеседник Sputnik.

Так что Армении в этом плане не повезло. Она не так удачно расположена, как, к примеру, Турция, которая сейчас становится довольно крупным транзитером, заключил Юшков.

Автор: Александра Зуева

Источник: Sputnik Азербайджан, 29.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики