Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поездка Путина в Китай

Поездка Путина в Китай

Глава правительства РФ Владимир Путин находится с рабочим визитом в Китае.Программа его пребывания довольно обширна.

13 октября пройдут переговоры с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао, по итогам которых будет подписано более 20 документов как межправительственного характера, так и между различными экономическими структурами обеих стран. Основная тема, как сообщают СМИ – энергетическое сотрудничество, поставки нефти и газа.

Владимир Путин также будет принят председателем КНР Ху Цзиньтао и проведет встречу с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго.

В этот же день Владимир Путин и Вэнь Цзябао встретятся с представителями российских и китайских деловых кругов - участниками четвертого делового форума. Ожидается, что во время пребывания премьера РФ в Пекине там соберется весьма представительная российская бизнес-команда - около ста наиболее известных представителей отечественных деловых кругов.

14 октября Владимир Путин примет участие в заседании Совета глав правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В рамках заседания ШОС запланированы встречи главы российского правительства с вице-президентом Афганистана, премьер-министром Пакистана и первым вице-президентом Ирана.

Визит проходит в год 60-летия дипломатических отношений двух стран. 2009 года объявлен в Китае Годом русского языка.

 

Комментирует Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Сегодня можно говорить о том, что  наши отношения с Китаем выходят на новый уровень. Прежде всего, я имею в виду знаменитый нефтяной контракт, который резко отличается от всего того, что мы подписывали раньше. Почему? Потому что у нас ещё нет трубы в Китай, но мы не просто подписали меморандум или какую-то декларацию, мы подписали договор, взяли деньги от Китая (фактически предоплату), и это уже означает принципиально иной уровень контрактных отношений. Мы уже взяли деньги взаймы, уже подписались на что-то, и это уже достаточно серьёзные вещи.

При внимательном анализе контракт не выглядит выгодным для государства. И возникает масса вопросов по цене на нефть, по условиям займа, по условиям эксплуатации нефтепровода, по доходам бюджета, которые будут получаться. Цифры выглядят не впечатляющими для России.

Но самое главное, нужно посмотреть на объемы добычи нефти в России.  С одной стороны - данные по рекордной добыче, что мы вышли на уровень 10 миллионов баррелей. Но если смотреть на динамику – добыча увеличилась в пределах погрешности.
 
Если не растёт добыча нефти, а строится новую труба и берутся деньги под будущий трубопровод, это означает, что откуда-то нефть нужно будет взять. А поскольку добыча не растёт, эту нефть придется взять либо с рынка Европы, либо с внутреннего рынка, потому что других вариантов нет.

Я считаю, что поставки нефти в Европу более рентабельные, чем поставки нефти в Китай, поэтому на сегодняшний день я не вижу экономического смысла разворачивать нашу экономическую политику в сторону Китая.

Главная тема, которая так или иначе будет обсуждаться – это тема поставок газа. Китай оказался в серьёзной ловушке, потому что он прекрасно понимает, что то, что сейчас происходит с нефтью, через несколько лет будет с газом. Почему? Потому что долгое время Китай добывал нефти столько, сколько потреблял. И буквально несколько лет назад эти кривые разошлись настолько резко, что Китай сегодня третий в мире импортёр нефти.

В прошлом году Китай впервые потребил газа больше, чем добыл. Это означает, что кривые потребления и добычи газа разойдутся, как было по нефти, и скоро Китай станет одним из ведущих импортёров газа. Китай ищет возможности закупок газа и, в принципе, давно уже ведёт переговоры о возможности поставок газа из России. Естественно, лоббируются идеи такого же контракта: дать денег сейчас, а потом уже связать нас какими-то обязательствами.

У Китая деньги есть – у него крупные золотовалютные резервы. Если раньше он покупал гособлигации США, то сейчас он считает, что лучше раздавать эти деньги странам под обязательства будущих поставок ресурсов. В принципе, он делает правильно. Вопрос только в том, правильно ли нам брать эти деньги, потому что на сегодняшний день есть только идеи маршрутов поставок газа в Китай. То есть никакого ТЭО нет. Мы не знаем, сколько может стоить газ на границе, даже не понимаем себестоимость этого дела.

Эту тему надо обсуждать серьёзно и экономически обоснованно, потому что контракт с «Роснефтью» оставил больше вопросов. Контракт не опубликован, многих данных не хватает, а те данные, что есть, вызывают серьёзную озабоченность.

Источник: Актуальные комментарии, 13.10.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики