Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Подготовка к разморозке цен": о влиянии проверок качества бензина на стоимость топлива рассказал эксперт

"Подготовка к разморозке цен": о влиянии проверок качества бензина на стоимость топлива рассказал эксперт

О первых результатах проверок качества бензина в России отчитались в Минпромторге, выявив ряд нарушений на автозаправках. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков связывает проверки с предстоящим окончанием заморозки цен, после которого правительство пойдет на послабления нефтяникам. В этом случае цены будут немного повышены, но качество бензина заметно улучшится. 

Исследование качества бензина в РФ

Роскачество, Минпромторг и Росстандарт провели совместное исследование качества бензина на шестидесяти АЗС в Ставропольском крае. Ведомства проверяли качество бензина АИ-92, который продают на 26 сетевых и 34 частных заправках региона. Бензин оценивали по десяткам показателей качества и безопасности.

В итоге в семи случаях из шестидесяти автомобилистам предложили на заправке фальсифицированный продукт. Самым частым нарушением стало несоблюдение порядка обращения топлива на рынке, то есть продавцы просто не смогли предъявить паспорт продукта, подтверждающий его качество.

«Проблема фальсификата всегда была и сохраняется до сих пор. Вопрос в том, в чем кроется причина нарушений. Когда у нас в ноябре прошлого года ввели ручное управление ценами, так называемую заморозку, то АЗС оказались ограничены максимальной ценой. Ситуация привела к тому, что компании в опте покупали топливо по высокой рыночной цене, а продавать вынуждены были по низкой. Чтобы не разориться, они начали разбавлять бензин.

Но это только одна из возможных причин некачественного топлива, возможно, собственники АЗС хотели заработать сверхприбыль. В целом такой ситуации быть не должно, так как ноябрьское соглашение с крупными нефтяными компаниями предполагало, что независимым АЗС на оптовом рынке продают топливо по фиксированной цене. Далее те делают согласованную надбавку и уже реализуют на обычном рынке. При этом вертикально интегрированным компаниям нет смысла разбавлять топливо, так как они все равно получат свою прибыль за счет экспорта и других вещей», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Игорь Юшков.

Проверки показали, что в семи случаях из 60 специалисты выявили нарушения обязательных требований, отмечает глава Минпромторга Денис Мантуров. Причем в большинстве случаев именно бензин с небольших заправок частных предпринимателей не соответствовал требованиям. Как ранее отметил эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, незаконное смешивание в основном происходит на нефтебазах. 

Влияние разморозки цен на стоимость топлива 

Если смотреть по АЗС, то крупные нефтяные компании, обладающие сетевыми рынками, вряд ли будут подвергать сомнению свою репутацию. Кроме того, согласно выводам исследования, топливо независимых заправок по цене ниже, чем на сетевых АЗС, но уступает по качеству бензину крупных автозаправочных станций.

«Независимым АЗС, конечно, приходится непросто. Если автолюбитель видит вывеску неизвестной заправки рядом с названием вертикально-интегрированной компании, работающей по всей России, то как правило, он выбирает крупную сетевую АЗС. Водитель предполагает, что там качество бензина будет выше, так как крупная компания дорожит своей репутацией. Единственное, чем можно заманить на небольшую АЗС, это более привлекательной ценой.

Скорее всего, после разморозки цен на топливо в марте правительство пойдет на послабления нефтяникам. Они дадут им возможность немного повысить стоимость топлива, применив для контроля стоимости немного другой механизм. Нефтяники намерены разделить с правительством ответственность и убытки не только за счет сдерживания цен на топливо, но и за счет введения плавающего акциза. На этом фоне цена, скорее всего, подрастет. Проверкой же цен государство показывает, что оно гарантирует высокое качество топлива на рынке, но при этом цены могут немного повыситься», - предполагает Игорь Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 07.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики