Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» подведет Пакистану иранский газ

«Газпром» подведет Пакистану иранский газ

Компания поработает над ТЭО газопровода

«Газпром», несмотря на восстановление американских санкций против Ирана, не забросил полностью идею строительства газопровода Иран—Пакистан—Индия. Компания подписала меморандум с пакистанской Inter State Gas Systems о разработке технико-экономического основания проекта. Собеседники “Ъ” в отрасли, впрочем, не считают эти действия свидетельством активизации проекта, который теперь отягощен не только трудноразрешимыми политическими разногласиями между странами региона, но и санкционными рисками.

«Газпром» в среду сообщил о подписании меморандума с пакистанской госкомпанией Inter State Gas Systems (ISGS) о разработке технико-экономического обоснования «поставок газа с Ближнего Востока в Южную Азию». Документ подписан в рамках сентябрьских договоренностей Министерства энергетики РФ и Пакистана о строительстве морского газопровода Иран—Пакистан—Индия протяженностью 1200 км. Аналогичный меморандум «Газпром» подписал с иранской NIOC в ноябре 2017 года.

Создание газопровода обсуждается более 20 лет. Для его запуска Иран уже построил 900 км трубы, но реализация проекта была заморожена в 2008 году — Индия отказалась от проекта из-за введенных против Ирана санкций. Когда в рамках ядерной сделки с Ираном с 2016 года санкции были сняты, «Газпром» начал довольно активную работу по проекту. Так, в 2017 году компания договорилась с Ираном о возможном участии в разработке четырех месторождений в республике — Farzad-A, Farzad-B, North Pars и Kish. Однако уже весной 2018 года администрация США объявила о разрыве сделки с Ираном и восстановлении санкций, после чего Total — единственная западная компания, начавшая практическую работу по добыче газа в Иране после санкций,— ушла из страны.

Россия, однако, заявила о продолжении сотрудничества с Тегераном. В конце 2018 года глава Минэнерго Александр Новак говорил ТАСС, что в рамках реализации проекта газопровода из Ирана осталось согласовать меморандум с Индией и подписать четырехстороннее соглашение.

Но, говорят источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, даже после этого не стоит рассчитывать на быстрое начало строительства. С проектом связаны политические сложности, не говоря уже о рисках санкций, так что его участники будут максимально осторожны. Даже начальный этап разработки предварительного ТЭО может растянуться на несколько лет, считает один из собеседников “Ъ” в отрасли.

Для «Газпрома» с учетом одновременной реализации двух собственных масштабных проектов — «Северного потока-2» в Германию и «Турецкого потока» через Турцию в ЕС — газопровод Иран—Пакистан—Индия явно не будет приоритетным.

«Пока о строительстве газопровода речи не идет, только о разработке ТЭО»,— говорит замглавы ФНЭБ Алексей Гривач. По его словам, с точки зрения контрактов и оценки маршрута в рамках проекта Иран—Пакистан—Индия многое уже сделано. Но главной проблемой было и остается давление со стороны США на Пакистан и Индию с целью не допустить ослабления изоляции Ирана. Хотя, отмечает эксперт, и для Пакистана, и для Индии реализация такого проекта могла бы стать очень привлекательным решением проблемы энергетической бедности, а также снизить напряженность между Нью-Дели и Исламабадом. Алексей Гривач полагает, что подписанное соглашение с ISGS ничем не грозит «Газпрому», так как Пакистан не является объектом санкций США.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 07.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики