Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Может ли геополитика быть выгодной

Может ли геополитика быть выгодной

Экономические интересы России в Венесуэле повышают цену политической ошибки

Когда мы возмущаемся, что США вмешиваются во внутреннюю политику других государств и меняют там режимы, всегда возникает сомнение, нет ли тут элемента зависти. Западные страны, чего уж греха таить, на этом еще и зарабатывают, а мы даже на постсоветском пространстве все время платим за политическую лояльность наших соседей – и все равно получаем один неприятный сюрприз за другим, пытаясь снова заливать проблемы деньгами, где это еще возможно. Наша прагматика – это в лучшем случае попытка минимизировать убытки, а не переход к реальному заработку. Возьмем хотя бы Белоруссию, где до сих пор работает система перетаможки 6 млн т нефти в год – иными словами, простая передача экспортной пошлины в белорусский бюджет.

А ведь вроде Россия стала авторитетным игроком на международной сцене. Когда же мы конвертируем это в экономические дивиденды? Промежуточные итоги ожиданий позволяет подвести ситуация в Венесуэле. Политическая близость была использована для поставок оружия в кредит, выдачи предоплаты за нефть, инвестиций в нефтяные проекты и кредиты для PDVSA. Это могло дать отдачу – если заставить Венесуэлу обязательства выполнять. Но сейчас нам тревожно. Скажем, «Роснефть» в качестве обеспечения кредитов получила в залог долю в Citgo, которая работает в США, но сейчас ее деятельность парализована санкциями, да и сама «Роснефть» также находится в американских черных списках. Если брать поставки нефти из Венесуэлы, то под них «Роснефть» вообще приобрела за приличные деньги долю в индийском комплексе Вадинар. 

Потенциальная новая власть, правда, пока обещает признать все обязательства власти старой. Однако Китай может попасть на еще большие деньги, что тоже любопытно – ведь Китай вроде бы был гораздо успешнее в своей внешней экспансии. Схема проста: кредиты на жестких условиях, требования допуска китайских компаний в инфраструктурные проекты, которые прежде всего нужны Пекину. Это в первую очередь касается проекта «Один пояс, один путь», хотя и до него Китай начал экспансию в Африку и Южную Америку, вызвавшую (и давно) настоящую панику в США и ЕС. Жесткий китайский каток даже породил череду политических скандалов от Пакистана до Черногории. При этом Китай еще несколько лет назад стал сокращать вложения в Венесуэлу, постепенно выводя деньги из страны, и теперь вполне может разменять поддержку новой власти на признание своих обязательств. Тем более что и она могла бы использовать Китай для балансировки своих новых обязательств перед США.

Что же делать нам? С одной стороны, мы уже очень плотно «вписались» за Николаса Мадуро. Можно упереться и попробовать сделать ставку на ужесточение внутреннего конфликта в Венесуэле. Вопрос только в том, сколько такого рода историй мы потянем. Кстати, хотя многие считают историю с Ливией 2011 г. чуть ли не примером сдачи наших интересов, сегодня Россия стала в этом регионе одним из реальных участников политических процессов.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 04.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики