Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Константин Симонов: "Либо национализировать, либо смотреть, как западные мейджоры поглощают наши ресурсы"

Константин Симонов: "Либо национализировать, либо смотреть, как западные мейджоры поглощают наши ресурсы"

Эксперты предсказывают создание в России одной глобальной энергетической корпорации на базе «Газпрома» или его двойника. Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов выступил с докладом в Москве на экспертном круглом столе "Огосударствление ТЭК: причины и последствия". Подробнее материалы дискуссии отражены в нижеследующей статье.


Наднациональное достояние

«Газпром» приносит в бюджет в полтора раза меньше ЛУКОЙЛа, хотя последний в пять раз меньше
Процесс огосударствления национального достояния (не путать с «Газпромом») в виде топливно-энергетического сектора стал доминирующим трендом российской государственной политики. Найти компромиссный сценарий того, как государству строить энергетическую политику, пытались вчера в Москве на экспертном круглом столе "Огосударствление ТЭК: причины и последствия", организованном журналом «Нефтегазовая вертикаль».


Факты и аргументы энергополитики

Государственная доля в нефтяном секторе с 2003 года увеличилась с 10 до 40%, а теперь с учетом последних аукционов по продаже наследства ЮКОСа близка к «контрольному пакету». «Сейчас мы не можем всерьез прогнозировать рост госвмешательства в ТЭК», - заявил директор департамента Минпромэнерго Станислав Наумов. Ренационализация в России проходит (или уже прошла) слишком поспешно, без сравнительного анализа эффективности работы частного и государственного секторов экономики, который по идее должен лечь в основу таких политических решений, считает президент Института энергетической политики Владимир Милов. «Мы идем по пути создания достаточно рациональной рыночной среды», - возражает ему Наумов. По его мнению, национализация - это симметричный "ответ на те вызовы, которые диктует глобализация", а российские национальные компании априори должны быть мощными. У Путина просто нет другого выбора, считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: "Либо национализировать, либо смотреть, как западные мейджоры поглощают наши ресурсы".


Неэффективный собственник

Если не брать в расчет расплывчатое понятие «национальная безопасность», государство было и остается неэффективным собственником. Совокупные долги «Газпрома» и «Роснефти» составляют $76 млрд, а государственный «Газпром» приносит в бюджет страны в полтора раза меньше частного ЛУКОЙЛа, при том что последний в пять раз меньше газового монополиста. "Я очень сомневаюсь, что мы сможем в России создать Statoil (норвежская нефтяная госкомпания). Скорее мы ближе к венесуэльской PDVSA, мексиканской Pemex и иранским нефтяным госкомпаниям", - развеивает чиновничьи мечты Владимир Милов. Сравнение явно не в пользу «Газпрома» и «Роснефти».

По данным ООО «ИнфоТЭК-Консалтинг», независимые нефтяные компании в России инвестируют в развитие в 1,3-2,7 раза больше, чем государственные, по вводу новых месторождений они в 6,5 раза опережают госконкурентов.

Кроме того, очень часто за счет подконтрольных государству компаний реализуется внешняя политика (далекая от эффективных бизнес-моделей), та самая, в ходе которой Россия использует пресловутое «энергетическое оружие». Хотя удивляться нечему. Такая практика заложена в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года». "ТЭК является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики", - отмечается в документе Минпромэнерго. Однако энергодубинка оборачивается для России не только политическими, но и экономическими потерями.


Что делать с нацдостоянием

Тема ограничения экспансии «Газпрома» муссируется регулярно. Но борьба ФАС с монопольными амбициями газового монополиста пока ни к чему не привела. "Я не считаю, что нужно сейчас развязывать войну собственной страны с собственной компанией", - по-газпромовски заявляет Станислав Наумов. Однако непонятно, что плохого в том, что государство сдержит аппетиты своей «дочки», если это мешает формированию конкурентного рынка (например, электроэнергии). "Такое ощущение, что купить (например, «Мосэнерго». - «Газета») хотят только для того, чтобы забор вокруг этого болота покрасить и написать на нем: «Глобальная энергетическая компания». Вместо того, чтобы заниматься инвестициями в осушение этого болота", - критикует политику газового монополиста Владимир Милов. Президенту США Теодору Рузвельту, к примеру, ровно 100 лет назад антимонопольная кампания против холдинга Рокфеллера Standard Oil удалась, трест растворился в 38 самостоятельных компаниях, а государство укрепило свою независимость от корпораций. Применима ли подобная практика к российской реальности, и нужно ли такое нынешнему руководству страны и «Газпрома», слившимся воедино? Ответ - нет.

Чиновники оправдываются тем, что примеры коррупционного «государственно-частного партнерства» есть во всех странах. "Везде есть конкуренция, везде лоббисты и коррупционные скандалы", - проводит сравнительный анализ Наумов. И выход далеко не всегда зиждется на рыночных принципах. По словам Константина Симонова, и частные компании не слишком прозрачны и далеки от совершенства. "Ситуация такая: одни жулики обвиняют других в низкой эффективности", - считает Симонов, предлагая государству, если рыночные реформы для него неприемлемы, хотя бы начать борьбу за эффективность национальных компаний.


Кто кого разорит: ТЭК государство или государство ТЭК?

Валентин Романов, зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму (фракция КПРФ)

Продолжая добывать и экспортировать на Запад все больше и больше энергоресурсов, мы можем потерять все. Россия нуждается в сбалансированной экономике и ярко выраженном наукоемком секторе. Кроме того, либеральный курс состоял в том, чтобы все отдать в руки частника, который обеспечит эффективность. Но опыт этого не подтверждает: если до приватизации добывалось более 600 млн тонн нефти, то после - в два раза меньше. Потом крупные компании стали выкарабкиваться, но кто вернет потерянные 10 лет? Так что ресурсы должны быть в сфере госуправления, другое дело - как государство будет ими распоряжаться. Сегодня мы, к сожалению, продаем ресурсы за рубеж, закачиваем деньги в Стабфонд и тоже вывозим.

Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа РАН

В нашем нефтяном секторе государства немного, и сейчас идет скорее восстановление необходимого для его нормального функционирования минимума. Частный бизнес в 1990-х годах показал свою полную неэффективность в сфере рационального природопользования. Разрабатывались в основном активные запасы легкой нефти, которые катастрофически истощались. Геологоразведочные же работы активно сворачивали. В 1994 году я был председателем госэкспертизы по структуре нефтяного комплекса, и мы тогда рекомендовали создать национальную нефтяную компанию, которая представляла бы интересы России, отвечала за науку и так далее.

Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей)

Они вместе разорят нас, и это может произойти при любых колебаниях цен на нефть. Если процесс огосударствления задумывается как постоянный, нужна политическая воля, чтобы он пошел таким образом, как предлагает Минпромэнерго: чтобы был выход на IPO, выход на управляющие компании. Будет ли воля, узнаем в 2008 году.

Сергей Правосудов, гендиректор Института национальной энергетики

Никто никого не разорит: ключевая роль государства в ТЭК - распространенная практика. Причем российское огосударствление - далеко не самый жесткий вариант: к нам могут поступать иностранные инвестиции, спокойно работают частные инвесторы и так далее.

Авторы: ЕВГЕНИЙ БЕЛЯКОВ, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ

Материал опубликован в «Газете»  №110 от 21.06.2007г.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики