Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия уберегла «Северный поток» от французского шантажа

Германия уберегла «Северный поток» от французского шантажа

«Нынешние поправки в Газовую директиву ЕС гораздо мягче, там речь идет о том, что страна, на территорию которой выходит газопровод из моря, определяет – передавать ли полномочия в Брюссель, применять ли третий энергопакет», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт в области энергобезопасности Игорь Юшков, комментируя соглашение стран ЕС по «Северному потоку – 2».

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков положительно оценил тот факт, что в соглашении ЕС по «Северному потоку – 2» была принята не румынская версия поправок в Газовую директиву, которая вносила жесткие ограничения на владение и использование газопровода, а более мягкая.

Сейчас там речь идет о том, что страна, на территорию которой выходит газопровод из моря, определяет, делать ли какие-либо исключения. «Например, разрешать одной компании полностью владеть газопроводом и занимать все его мощности», – объяснил Юшков.

В случае с «Северным потоком – 2» такой страной является Германия. Она подчеркивала, что проект необходимо реализовывать. «Естественно, она будет настаивать на том, чтобы сто процентов мощностей можно было загрузить» – утверждает собеседник.

Эксперт пояснил, что в первоначальных правках к Газовой директиве говорилось, что полномочия по строительству газопроводов уходят от национальных государств, на территории которых они ведутся, в Брюссель, то есть на наднациональный уровень.

Еще ранее говорилось о возможности распространения так называемого третьего энергопакета ЕС на морские газопроводы, которые уходят на территории других стран, напомнил Юшков. Это было откровенно направлено против «Северного потока – 2», который берет свое начало в российской акватории и тоже стал бы подпадать под юрисдикцию Евросоюза.

По мнению эксперта, подоплека конфликта Франции и Германии вокруг строительства газопровода была не в нефти и газе. Париж предлагал определенный набор мер по реформированию Евросоюза, который не нравился Германии, «потому что он был довольно затратным», а Германия – основной донор в Евросоюзе. «Это был определенный шантаж, мол, если вы не согласитесь на какие-то уступки по поводу общеевропейских реформ, то мы создадим проблемы для вашего газопроводного проекта», – считает Юшков. Собеседник предположил, что Германия могла разменять определенные уступки Франции по политическим и экономическим проектам в рамках ЕС на исключительное право регулирования «Северного потока – 2».

Ранее канцлер Германии Ангела Меркель сообщила о том, что страны ЕС пришли к согласию по «Северному потоку – 2». А также были обнародованы положения директивы Евросоюза допускающие исключения из энергетических норм для уже существующих газопроводов.

В пятницу сообщалось, что Берлин и Париж урегулировали спор вокруг проекта газопровода и достигли компромисса по поправкам к Газовой директиве Европейского союза.

Газета ВЗГЛЯД подробно писала о сути разногласий Германии и Франции. 

Автор: Людмила Суркова

Источник: Взгляд, 08.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики