Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какие риски для «Газпрома» несут поправки к газовой директиве ЕС

Какие риски для «Газпрома» несут поправки к газовой директиве ЕС

Новые поправки к газовой директиве Евросоюза, согласованные на прошлой неделе представителями Еврокомиссии, Европарламента и Совета ЕС, могут привести к тому, что «Газпром» сможет использовать только половину мощностей «Северного потока — 2», оставив другую половину для третьих лиц, пишет «Коммерсант».

Я думаю, что риски затягивания есть, но они гораздо меньше, чем в изначальной версии поправок. Кроме того, загрузка новых газопроводов идет постепенно. Важно, что инфраструктура строится и будет введена в эксплуатацию. Со стратегической точки зрения точная дата выхода на проектную производительность не имеет принципиального значения. 

Как именно новые поправки будут работать, сейчас не знает никто. Пока понятно, что право вести переговоры и принимать ключевые решения останется у Германии и не перейдет в Брюссель, который зарекомендовал себя политическим оппонентом развития газового сотрудничества между Россией и Европой. Это снижает риски, хотя и не отменяет их полностью.

Само итоговое соглашение должна утвердить Еврокомиссия, при этом слабомотивированный отказ утвердить соглашение станет поводом для обращения в суд. Если вы помните, арбитраж при ВТО признал, что действия ЕК по ограничению на использование мощностей газопровода Opal были незаконны. Правда, к тому времени Брюссель уже успел отменить ограничения.

На мой взгляд, все это также означает, что Украине придется меньше думать о шантаже и больше о том, как предложить конкурентные условия транзита и обеспечить его надежность и безопасность.

Задача противников проекта заключалась в том, чтобы заблокировать проект или максимально затянуть его реализацию. Цель — снизить возможности России по поставкам газа на европейский рынок и, следовательно, усилить конкурентные позиции американского СПГ. Вторая цель — сохранить Украину как фактор риска для российских поставок в Европу, чтобы можно было в любой момент создать напряженность. Это нужно американцам, чтобы рассказывать о ненадежности России как партнера и опять-таки усиливать свой контроль над Европой.

Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ по газовым проектам 

Опубликовано: RNS, 18.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики