Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли «Северный поток-2» обойти газовую директиву ЕС?

Сможет ли «Северный поток-2» обойти газовую директиву ЕС?

«Северный поток-2» загоняют в узкий коридор европейского законодательства. Это приведет к тому, что он может, как в свое время и первый балтийский газопровод, работать в половину мощности, а управление им перейдет к независимому от «Газпрома» оператору. EADaily изучило, как «Газпром» и его европейские партнеры могут попытаться обойти газовую директиву ЕС.

Послезавтра, 20 февраля, парламент Европейского союза будет принимать во втором чтении согласованные поправки в газовую директиву ЕС. Итоговая версия, которая стала компромиссом между Францией и Германией, не сулит легкого пути «Северному потоку-2». Да, Германия, заключив межправительственное соглашение с Россией, может сделать исключение для проекта балтийского газопровода и не требовать, чтобы «Северным потоком-2» управлял независимый оператор, а половина его мощности была зарезервирована под независимых поставщиков. Однако Берлин, поддерживающий проект, обязан получить разрешение у Брюсселя даже на предстоящие переговоры, согласовать условия соглашения, а сам документ должен утверждаться специальным комитетом стран ЕС. В нем побеждает тот, кто набирает большинство голосов, а квоты между странами распределены по численности населения. Понятно, что Польша и страны Балтики будут голосовать против любых исключений и Германии придется искать поддержки, например, у Франции и Италии, чью реакцию предсказать сложно.

На каждую процедуру отводится при этом определенное время. Например, согласовывать разрешение на переговоры и итоговый документ Еврокомиссия может в течение 90 дней в каждом случае. При этом ЕК имеет право еще и запрашивать дополнительную информацию, что еще больше увеличит сроки. Таким образом в запланированном виде — «Газпром» выступает владельцем трубопровода и единственным поставщиком — проект сможет заработать и с опозданием на год, если не больше.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач согласен с тем, что в исключениях для балтийского газопровода могут отказать, но слабо мотивированное «нет» станет поводом для обращения в суд. «Если вы помните, арбитраж при ВТО признал, что действия ЕК по ограничению на использование мощностей газопровода OPAL (сухопутное продолжение „Северного потока“. —  Ред.) были незаконны», — говорит эксперт.

Если «Северный поток-2» все-таки ограничат на 50%, то половину запланированного к поставке по балтийскому газопроводу газа, 27,5 млрд кубометров, придется перекидывать на украинский маршрут. А это — дополнительные $ 750 млн в год транзитных платежей при росте себестоимости транспортировки газа по «Северному потоку-2» из-за недозагрузки.

Ведущий аналитик Оксфордского института энергетических исследований Катя Яфимава рассказала при этом европейскому изданию New Europe, что у немецкого регулятора NRA будет сильная позиция не устанавливать серьезные ограничения для «Северного потока-2», так как большая часть мощностей сухопутного продолжения балтийского газопровода, Eugal, уже забронирована на аукционах, и у Еврокомиссии не было возражений к процедуре.

В любом случае это займет время.

Виртуальный хаб на Балтике

Любой другой вариант работы «Северного потока-2» в новых условиях потребует серьезных уступок со стороны российского холдинга, считают эксперты. Поэтому не зря глава «Газпрома» Алексей Миллер заговорил о возможности строительства второго «Турецкого потока». Он не подпадет под газовую директиву, если, как и в случае с первым, инфраструктуру на территории ЕС будут строить и ею владеть другие компании.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич полагает, что «Газпром» может создать виртуальный хаб на Балтике и продавать половину газа для «Северного потока-2» с поставкой на входе в газопровод. Основа при этом уже существует — электронная торговая площадка «Газпром экспорта», которую компания запустила осенью прошлого года.

«Непонятно только, что будет с управлением самим газопроводом, который, по сути, строится только на деньги «Газпрома», — говорит Дмитрий Марунич. В Германии российский холдинг через компании WIGA и Wintershall владеет около 50% сухопутных продолжений «Северного потока» — Opal и NEL. И как может быть в случае с «Северным потоком-2», в том числе с транзитными доходами, не совсем понятно.

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский отмечает, что министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер уже заговорил о структуре собственности газопровода. При этом, полагает Дмитрий Марунич, остается еще возможность ввести балтийский газопровод в эксплуатацию, не подпадая под действие газовой директивы.

«В Брюсселе все необходимые процедуры пройдут в ближайшее время. Однако поправки должны согласовать еще и парламенты всех стран ЕС. На это им дается 9 месяцев. И, можно предположить, в крайнем случае такие союзники России по газопроводу, как Германия или Австрия, могут затянуть ратификацию на максимальный срок. Таким образом, чтобы для них измененный закон начал действовать уже после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2», — говорит эксперт. В этом случае балтийский газопровод будет считаться введенным ранее, и Германия сможет самостоятельно определяться с условиями для него.

Украину «привяжут» к компромиссу

В любом случае, полагает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, все стороны будут стараться искать разумный компромисс, хотя с ним постараются увязать тот же украинский транзит после окончания действия газового контракта в следующем году. «Обязательно привяжут, но это не страшно, потому что руководство России и так договорилось с Германией о том, что транзит будет продолжен при его экономической привлекательности и безопасности», — считает Алексей Гривач. В определенной степени это сыграет и на руку «Газпрому», который может потребовать определенных уступок для «Северного потока-2».

Напомним, что год назад Брюссель предложил распространить действие Третьего энергопакета на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок Евросоюза из третьих стран. Процесс внесения изменений застопорился в Совете Европы, в котором председательствовали Австрия и Болгария. Однако при румынском президентстве процесс набрал обороты. В октябре прошлого года экс-премьер-министр Польши и глава комитета по энергетике, промышленности и исследованиям Европарламента Ежи Бузек прогнозировал, что при принятии поправок в газовую директиву запуск «Северного потока-2» будет отложен на год и запуск в коммерческое использование произойдет в конце 2020 года.

«Сегодня Европа закрывает прореху в законодательстве. Новые правила позволят применять европейские законы к газопроводам, по которым газ поступает в Европу, и все, кто заинтересован в продаже газа в ЕС, должны уважать европейский энергетический закон», — сказал на прошлой неделе еврокомиссар по климату и энергетике Мигель Ариас Каньете. Что хорошего для «Северного потока-2» несет принятие поправок, так это то, что Дания не сможет заблокировать строительство, так и не дав разрешение на укладку газопровода в своей экономической зоне, отмечает европейское издание Euractiv. В официальном сообщении Еврокомиссии говорится, что зависимость ЕС от импортного газа растет. «Крупнейший экспортер в ЕС — Россия (42%), следом идут Норвегия (42%), Алжир (10%) и поставки СПГ (14%). Импорт увеличился за последние два года из-за роста потребления и снижения внутренней добычи», — говорится на сайте ЕК.

Немецкий канцлер Ангела Меркель тем временем заявила, что «Северный поток-2» должен существовать. «С одной стороны, я на стороне господина Порошенко, с другой стороны, вопросы, связанные с „Северным потоком-2“, также остаются для меня очень важными, — сказала она, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности в субботу, когда уже было известно об итоговой версии поправок в Газовую директиву. — Разумно импортировать сжиженный газ из США по разумным ценам, но мы не собираемся исключать Россию из нашего поля зрения. Геостратегически Европа не вправе разрывать отношения с Россией».

Источник: EADaily, 18.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики