Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выстрел в ногу: «зеленая» энергетическая политика подорвет экономику Германии

Выстрел в ногу: «зеленая» энергетическая политика подорвет экономику Германии

В правительстве Германии заявили о намерении отказаться от угольной энергетики к 2038 году. Ранее ФРГ уже отказалась от атомной энергетики; отказ от угля проводится в рамках того же курса на переход к экологически чистой энергии. Однако главенство «зеленой» идеологии в энергетической политике  непозволительная роскошь для Берлина: в условиях практической стагнации немецкой экономики «зеленая» энергетика станет для Германии «выстрелом в ногу».

Правительство ФРГ — один из мировых флагманов развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Немцы планомерно отказываются от атома и углеводородов, делая ставку на солнце и ветер. Но реализация «зеленого» курса в последнее время стала для передовой страны ЕС настоящей дилеммой.

Так называемый энергетический поворот федерального правительства в 2011 году осуществлялся под впечатлением от аварии на японской «Фукусиме». Первым делом немцы решили отправить на свалку истории «мирный атом»: в 2022 году должна закрыться последняя немецкая АЭС.

Следом ФРГ планирует отказаться от использования угля при производстве электроэнергии.

Здесь и начинаются перекосы.

«Последние лет десять потребление угля в Германии остается примерно на одном и том же уровне, при этом падает собственное производство, — поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Если в 2007 году немцы добывали 55 миллионов тонн угля в нефтяном эквиваленте, то сейчас только 40. И в этом кроется серьезная проблема: Германия сокращает объемы добычи угля, но не собирается отказываться от его потребления в том же темпе. Растет зависимость от импорта».

Непосредственно в области «зеленой» энергетики ФРГ добилась больших успехов. Доля ВИЭ в производстве электричества растет из года в год и уже превысила 40%. План перевыполнили: к 2020 году была установлена планка на уровне 35%. Но и это приводит к неоднозначным последствиям, ведь все ВИЭ субсидируются и не могут конкурировать с другими ресурсами.

Чем больше доля ВИЭ, тем дороже стоит электроэнергия для промышленности и простых граждан.

Да, все европейцы развивают ВИЭ, эта линия закреплена в соответствующих документах, переход к «зеленой» энергетике уже стал одним из идеологических столпов Европы. С другой стороны, нужно не убить свой бизнес и не спровоцировать возмущение со стороны потребителей.

О том, чем чреваты игры с ценами на энергоресурсы, наглядно свидетельствует происходящее во Франции. Поводом для начала протестов «желтых жилетов» стал стремительный рост цен на топливо. Президент Эммануэль Макрон пенял на конъюнктуру мирового рынка нефти, но 60% стоимости горючего во Франции составляют налоги. Именно рост налогов привел к удорожанию бензина и солярки.

«Во Франции цены на бензин подняли не потому, что поднялась нефть, а потому, что такова климатическая политика государства, — отмечает Юшков. — Цены на топливо, получаемое из нефти, повысили с целью отвадить население от потребления нефтепродуктов».

Акции протеста вроде «желтых жилетов» в Германии маловероятны — здесь немного другая политическая культура.

Но напряженность в ФРГ все равно присутствует. У расчетливых немцев возникает вопрос: почему они должны нести убытки?

Немецкий бизнес нести убытки не привык в принципе. Не потому ли канцлер ФРГ Ангела Меркель вынуждена грудью защищать «Северный поток — 2» и противиться энергетической экспансии Соединенных Штатов? Переход на американский сжиженный природный газ (СПГ) больно ударит по конкурентоспособности немецкой продукции.

Оголтелый переход на ВИЭ чреват теми же последствиями.

Что в этой ситуации остается делать Берлину? Пытаться балансировать между традиционной и возобновляемой энергетикой, как он балансирует между собственными интересами и трансатлантической солидарностью.

Экономика в таких спорах обычно побеждает. В первом раунде она уже завладела преимуществом: мало кто помнит сегодня, что планы по сокращению выбросов СО2 к 2020 году в Германии могли быть выполнены значительно раньше. Дешевизна заокеанского топлива заставила ЕС сделать несколько шагов назад. Бизнес был не заинтересован выполнять экологические программы, в результате ФРГ увеличила выбросы СО2.

Словом, для Германии полностью отказаться от традиционных энергоресурсов пока не представляется возможным. Тем более в условиях, когда экономика страны сталкивается с серьезными вызовами.

Энергетический поворот Германии начинался в относительно спокойное время, когда немцы не задумывались о том, что такое антироссийские санкции, возрождение протекционизма, торговые войны и потенциальные последствия жесткого «брексита».

Официальный Берлин не витает в облаках: в конце января правительство ФРГ резко ухудшило прогноз роста ВВП на 2019 год (с 1,8% до 1%). Явно не самое подходящее время, чтобы жертвовать экономической целесообразностью ради экологии.

«Но и отказываться от ВИЭ ни немцы, ни остальные европейцы не будут, даже если экономический рост вообще прекратится», — говорит Игорь Юшков.

Бренд «зеленой» энергетики — один из символов превосходства европейской цивилизации — слишком дорог, чтобы от него отказываться. Однако темпы внедрения ВИЭ наверняка замедлятся. Экологии придется подстраиваться под экономику. Обратный вариант чреват для Германии, а с ней и для всего Евросоюза, экономическим кризисом. 

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник: RuBaltic.Ru, 19.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики