Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чемодан без ручки. Как соглашение ОПЕК+ превратилось в необходимое зло

Чемодан без ручки. Как соглашение ОПЕК+ превратилось в необходимое зло

Сохранение соглашения ОПЕК + означает сдерживание или даже снижение добычи, а отказ от сделки приведет к падению цен. Участники пытаются найти выход в стратегии сдерживания добычи в США. Они стремятся найти такой объем добычи, который не приведет к росту цен, а значит, сланцевые проекты в США не смогут бурно наращивать производство

Недавно Reuters сообщило о письме Игоря Сечина Владимиру Путину о вреде сделки ОПЕК+ для российской нефтяной отрасли. Причины очередного обращения главы «Роснефти» к президенту можно условно разделить на внешние и внутренние.

Внутренней причиной негативного отношения главы «Роснефти» к соглашению ОПЕК+ можно назвать то, что он отстаивает интересы только собственной компании. «Роснефти» приходится корректировать планы по развитию ряда активов из-за обязательств России перед другими участниками соглашения. Кроме того, рост цен на нефть, вызванный соглашением ОПЕК+, выгоден преимущественно государству, которое изымает дополнительную прибыль в виде растущего НДПИ и экспортной пошлины.

К тому же соглашение ОПЕК+ является проектом Александра Новака, а не Сечина. Неформальный статус «энергетического МИДа» укрепил позиции Новака в системе российской власти, что нервирует других крупных игроков отрасли, поэтому торпедирование сделки ОПЕК+ становится элементом и аппаратной борьбы.

К внешним факторам, обусловливающим негативное отношение к идее ОПЕК+, относятся изменения на мировой рынке нефти. В качестве главного аргумента против соглашения ОПЕК+ Сечин называет сокращение доли России на мировом рынке нефти. Логика понятна: пока мы в рамках соглашения с ОПЕК и другими добывающими странами сокращаем и сдерживаем собственное производство, США, не обремененные какими-либо обязательствами, спокойно наращивают добычу и занимают дополнительное место на мировом рынке. 

Действительно, американские нефтяники активно увеличивают производство нефти. В основном это происходит за счет «сланцевой революции». Добыча нефти из нетрадиционных месторождений составляетоколо 60% от общего производства жидких углеводородов в США.

 

Источник: U.S. Energy Information Administration 

Источник: U.S. Energy Information Administration

Динамика добычи сланцевой нефти в США последних лет показывает, что сделка ОПЕК+, которая способствовала росту цен на нефть с минимумов 2015 — начала 2016 годов, была крайне выгодна для американских производителей сланцевой нефти. Несмотря на технологическую оптимизацию процесса добычи нефти на сланцевых плеях и понижение себестоимости, эти проекты по-прежнему крайне чувствительны к ценам на рынке. Поэтому, что бы ни писал Дональд Трамп в твиттере о необходимости снижения цен, сланцевым компаниям в США выгодны достаточно высокие цены. Получается, что сделка ОПЕК+ больше всего выгодна американским производителям: чужими стараниями к их проектам вернулась рентабельность. Следовательно, мысль Сечина о том, что сделка ОПЕК+ помогает американцам, в определенной степени верна.

А вот с его тезисом о том, что из-за ОПЕК+ Россия сокращает долю на мировом рынке нефти, дело обстоит сложнее. Действительно, рост добычи сланцевой нефти в США позволяет американцам увеличить долю на мировом рынке. За 10 лет — с 2007 по 2017 год она выросла на 5,3%. В 2018 году тенденция на рост добычи нефти сохранилась. Пока сложно подсчитать долю США в объеме мировой добычи, но по данным EIA, производство нефти в Штатах выросло с 10,04 млн баррелей в сутки в декабре 2017 года до 11,9 млн баррелей в сутки в ноябре 2018 года.

Доли России и США на мировом рынке нефти, млн. т.

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Добыча в России

497,5

494,4

501,5

512,5

519,6

526,9

532,3

535,1

541,9

555,9

554,4

Доля РФ на мировом рынке

12,6%

12,4%

12,9%

12,9%

13%

12,8%

12,9%

12,7%

12,4%

12,6%

12,6%

Добыча в США

305,1

302,3

322,4

332,7

344,8

393,8

447

522,5

565,3

543,1

571

Доля США на мировом рынке

7,7%

7,6%

8,3%

8,4%

8,6%

9,6%

10,8%

12,3%

13%

12,4%

13%

Добыча в мире

3954

3999

3893

3981

4010

4121

4125

4223

4355

4377

4387

Источник: BP Statistical Review of World Energy June 2018

Тем не менее доля России на мировом рынке нефти в последние годы сохраняется на уровне около 12,5%. Т. е. за время действия соглашения ОПЕК+ она не изменилась. Это объясняется тем, что США занимают на рынке не российскую долю, а других стран. В этом плане нашей стране пока везет. В последние годы добычу нефти сократила Мексика, страны Евросоюза, Китай, нестабильна добыча в Нигерии, ну и, конечно же, Россию «выручили» Иран и Венесуэла, которые вследствие санкций и внутренних проблем сокращают производство. Но не стоит рассчитывать, что уход других игроков с рынка из-за непредвиденных обстоятельств, таких как те же санкции или социальные потрясения, позволит России и другим участникам ОПЕК+ чувствовать себя комфортно. Участники соглашения это понимают, но отказаться от сделки — значит создать риск падения цен. Все опасаются, что сама новость о разрыве соглашения вызовет панику на бирже, а дальше ситуация усугубится, так как все участники вернутся к максимальному уровню добычи нефти.

Так соглашение ОПЕК+ стало «чемоданом без ручки». Сохранять его — значит сдерживать или даже снижать добычу, а отказ от сделки приведет к падению цен. Участники пытаются найти выход в стратегии сдерживания добычи в США. Они стремятся найти такой объем добычи, который не приведет к росту цен, а значит, сланцевые проекты в США не смогут бурно наращивать производство. Но при этом «компромиссная» цена должна позволить основным участникам ОПЕК+ верстать свои бюджеты. Такая система требует точной настройки и постоянной корректировки, поэтому мы еще не раз увидим изменение условий ОПЕК+. И пока цены на нефть будут держаться на приемлемом уровне, Игорю Сечину вряд ли удастся убедить Владимира Путина в губительности такого соглашения. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.ru, 19.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики