Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Время отрезвления. Остановят ли российские нефтегазовые компании свою экспансию на Ближний Восток?

Время отрезвления. Остановят ли российские нефтегазовые компании свою экспансию на Ближний Восток?

В ближайшие годы не стоит ожидать амбициозных проектов с участием российских нефтегазовых компаний на Ближнем Востоке, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. После периода экспансии наступило отрезвление и любые новые проекты будут развиваться аккуратно и поступательно.

«В России скоро начнётся период переоценки внешней экспансионистской стратегии с точки зрения нефтегаза, – сказал Симонов в интервью ru.valdaiclub.com в кулуарах Ближневосточной конференции Клуба «Валдай». – Долгое время Россия исходила из некоей зависти крупным западным энергетическим компаниям, которые давно являются глобальными транснациональными нефтегазовыми игроками, и мы тоже хотели стать такими же. Поэтому наши компании активно развивали проекты за рубежом – это и Южная Америка, и Африка, и Ближний Восток. Но теперь наступило время отрезвления».

Вместе с тем российские компании, давно работающие на ближневосточном рынке, хорошо понимают его специфику и возникающие там риски. «Эти риски носят не только политический, но скорее политэкономический характер, – отметил эксперт. – Так, в случае с Ираком вопрос не столько в политической стабильности (хотя территория очень специфическая), сколько в условиях работы с теми людьми, которые представляют интересы властных институтов на данной территории».

Так, компания «Лукойл», которая разрабатывает месторождение Западная Курна в Ираке, приобрела ценный опыт взаимодействия с местной администрацией. «“Лукойлу” не составило труда договориться с новой властью, потому что он достаточно гибко вёл себя при прежней власти», – отмечает Симонов. То же самое, по его словам, касается и «Газпром нефти», разрабатывающей месторождение «Бадра». 

Вообще, Ирак, по мнению эксперта, – это самый перспективный из ближневосточных рынков. «Это совершенно уникальные проекты, плюс на этой территории большие запасы нефти и низкая себестоимость, – говорит он. – Это, конечно, привлекает внимание в том числе российских компаний, у которых есть и деньги, и технологии, и опыт работы на этой территории, и им есть что предложить». 

Иное дело – Иран, который после подписания в 2015 году СВПД представлялся перспективным рынком. «Не думаю, что у нас там будут какие-то прорывы по Ирану, тем более, что мы очень чувствительно относимся к санкциям. Total убежал, а какая-нибудь российская компания скажет: мы зайдём, нам не страшно? Не думаю, что это произойдёт», – говорит Симонов. Дело, по его словам, не только в нежелании ещё больше усугублять отношения с США, но и в том, что Иран является «самым прямым стратегическим конкурентом» России по газу.

Прямым конкурентом, но уже в плане поставок нефти, является для России Саудовская Аравия. «В Саудовской Аравии мы не будем присутствовать в апстриме, и я сильно сомневаюсь, что они будут присутствовать у нас в апстриме, – отметил эксперт. – Хотя сейчас идёт большой разговор об их участии в “Арктик СПГ-2”, сомневаюсь, что они купят там вообще что-то. … Надеюсь, что всем удастся сохранить трезвомыслие – всем хочется иметь нефть по 65, не обваливая рынок. Но партнёрство в этой сфере не носит характер инвестиционного сотрудничества на этом этапе».

Важно и то, что любое участие российских нефтегазовых компаний в зарубежных проектах отражается на мировом балансе, что имеет особое значение в контексте участия России в инициативе ОПЕК+. «Когда мы добываем на чужой территории, это создаёт нагрузку в целом на мировой рынок, – говорит Симонов. – И сейчас можно наблюдать интересную ситуацию: Россия вместе с Саудовской Аравией размышляют над тем, как сбалансировать мировой рынок. Мы сокращаем добычу у себя и в то же время за собственные деньги развиваем добычу в других странах. Здесь получается дилемма: с одной стороны, можно заработать, но, с другой, вы тем самым разбалансируете рынок. У себя вы сокращаете добычу, а там – наращиваете. Эта проблема кажется достаточно значимой в контексте ближневосточных проектов».  

Источник: Валдай, 27.02.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики