Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: В России нет проблем с реализацией нефти

Эксперт: В России нет проблем с реализацией нефти

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности прокомментировал слова президента Белоруссии Александра Лукашенко о переходе на нефть из других стран при отсутствии договоренности с Москвой по компенсации из-за налогового маневра.

 
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае отсутствия договоренности с Москвой по компенсации из-за налогового маневра, Минск будет вынужден заменить российский газ. С соответствующим заявлением он выступил в пятницу, 1 марта.

«Мы купим на рынке нефть, сегодня нефти — покупай сколько хочешь, вопрос в цене», — сказал Лукашенко, слова которого приводит РИА Новости.

Налоговый маневр в российской нефтяной отрасли начался в 2019 году и продлится до 2024-го. Он включает в себя постепенную отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышение ставки на добычу полезных ископаемых (НДПИ). За счет этого нефть, поставляемая из России в Белоруссию, которая прежде продавалась по более низким внутрироссийским ценам, теперь будет обходиться Минску дороже. Потери белорусская сторона оценивает за шесть лет в 11 миллиардов долларов.

Ситуацию НЕВСКИМ НОВОСТЯМ прокомментировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

«Реакцию Москвы на подобные вещи озвучивал посол России в Белоруссии Михаил Бабич. Мысль лаконична: когда Россия поставляет нефть в Белоруссию, то бюджет государства недополучает денег. Поставка идет по рыночной цене и минус экспортная пошлина, поэтому Белоруссия получает нефть дешевле, чем страны, не входящие в ЕАС, как, например, Германия. И вот эту скидку недополучает именно бюджет страны, а не российские компании, которые производят и экспортируют нефть; страдает именно российский бюджет.

Если же Минск будет сокращать объемы закупки российской нефти — как минимум до конца налогового маневра — это приведет к тому, что у России высвобождаются определенные объемы и они просто идут в другие страны. Соответственно, компании эти будут оплачивать экспортную пошлину, что выгодно России как государству: чем меньше мы продаем беспошлинной нефти, тем больше наполняется бюджет, потому что проблем с реализацией нефти в России нет; мы всегда ее можем продать. У нас есть проблема с увеличением объема производства нефти (сейчас посмотрим, в каком объеме будут приняты санкции США, так как они, возможно, уменьшат российскую добычу). Но нефть мы всегда пристроим».

Таким образом, поясняет эксперт, возможный отказ Минска от российской нефти для нашей страны не создаст никаких проблем.

«Проблема может быть только для Белоруссии, в том числе, по какому пути они пойдут. Например, в начале 2000-х годов они закупали нефть в Венесуэле, утверждая, что это очень выгодно, что нефть им достается чуть ли не бесплатно. Но была опубликована статистика Белстата, где черным по белому было написано, что венесуэльская нефть стоит в два раза дороже российской. И вся эта история довольно быстро закончилась, а они позже признались, что желали лишь поторговаться с Россией. И из Азербайджана, и якобы даже из Ирана они покупали нефть, хотя по статистике она до границ Белоруссии не дошла, они ее продали в Польше. И вот такие истории с закупкой нефти возникают постоянно.

Налоговый маневр завершается к 2024 году, и для российских, и белорусских НПЗ нефть станет по мировым ценам, но только российские будут из нашего бюджета получать компенсацию, а белорусские нет. И даже в этих условиях, когда цена рыночная из России и других стран будет одинаковая, там уже возникает вопрос: а сколько стоит доставить эту нефть до белорусских НПЗ? Получается, что из России — прямые нефтезаводы, а чтобы доставить нефть из других источников, Белоруссии надо либо через прибалтийские порты поставлять, а дальше по железной дороге, либо в Одессу сначала доставить нефть, а там прокачать по нефтепроводу Одесса-Броды и далее по участку нефтепровода «Дружба». То есть себестоимость доставки все равно будет выше, чем при закупках из России. И если исходить из экономической целесообразности, то особого смысла в закупках альтернативной нефти для Белоруссии нет», — заключил Игорь Юшков. 

Источник: Невские новости, 01.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики