Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия ставит на финансовый интерес Болгарии и Венгрии в гарантиях "Турецкого потока" от ЕС

Россия ставит на финансовый интерес Болгарии и Венгрии в гарантиях "Турецкого потока" от ЕС

Требование России от Евросоюза гарантий невмешательства в "Турецкий поток" вполне справедливо на фоне показательной истории с "Южным потоком". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Россия хочет, чтобы страны-участницы проекта "Турецкий поток" в Европе взяли на себя четкие обязательства в этой инициативе. В данном случае требования предъявляются Болгарии, Венгрии, Словении – Москва считает, что при строительстве инфраструктуры на своей территории они не должны менять "правила игры". Те же требования Москва выставляет Европейской комиссии – чтобы не было чрезмерных требований к газопроводу и его политизации.

После истории с "Южным потоком" "Газпром" максимально перестраховывается – он не будет инвестировать в ГТС на территории Евросоюза, не намеревается становиться собственником мощностей по транзиту. Формально требования антимонопольного права ЕС Москва соблюдает, и призывает Европу к зеркальным действиям – не дискриминировать Россию в проектах на территории ЕС. В том, что евробюрократия способна менять условия соглашений уже в процессе реализации проектов, РФ убедилась на примере "Северного потока-2", - отмечает специалист.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе визита в Софию объявил, что вопрос о продлении второй ветки "Турецкого потока" на Болгарию, Сербию и Венгрию в настоящее время прорабатывается. По его словам, для успешного решения нужны действия правительств этих стран, а также отсутствие препятствий поставкам по газопроводу со стороны ЕС. При этом Россия видит заинтересованность ряда европейских стран в том, чтобы маршрут газопровода "Турецкий поток" прошел по их территории.

"Формально найти возможности вставить палки в колеса проекту Еврокомиссия может. К примеру, "Газпром" не имеет право инвестировать в газовую инфраструктуру стран ЕС, однако уже сейчас намерен вкладываться в строительство мощностей по транзиту на территории Сербии. Она членом ЕС не является, однако на нее могут надавить: мол, если сербы стремятся попасть в Евроальянс, то должны исключить "Газпром" из числа инвесторов.

Пока, тем не менее, ситуация относительно стабильная. Потенциальные страны-участницы проекта проводят аукционы на прокладку трубопроводов, активного противодействия инициативе со стороны Еврокомиссии не заметно. Потому есть вероятность, что уже в этом году начнется строительство – не только в Болгарии, но и в ряде других стран. Как только страны Европы начнут вкладываться собственные деньги в проект, им уже есть что терять, а значит, они становятся лоббистами "Турецкого потока", - подчеркивает эксперт.

Работа над ошибками

Медведев особо подчеркнул: "новая ветка не должна повторить печальную судьбу "Южного потока". Это нереализованный международный проект газопровода, который планировалось проложить по дну Чёрного моря из Анапского района в болгарский порт Варну. Строительство началось 7 декабря 2012 года и по плану должно было закончиться в 2015 году. Однако власти Болгарии под давлением Вашингтона и Брюсселя в 2014 году дважды останавливала работы по проекту, после чего Москва отказалась от его реализации. 

"Решение о продлении "Турецкого потока" через болгарскую территорию зависит от того, удастся ли Софии получить твердые гарантии, что ЕС не будет чинить препятствия планам поставок газа по новому газопроводу", - сказал Медведев. Ранее стало известно, что "Турецкий поток" в ЕС может быть проложен через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словакию до хаба в Австрии. "Булгартрансгаз" успешно завершил так называемую процедуру open season – сбор обязывающих заявок на бронирование будущих газотранспортных мощностей, аналогичные аукционы проводят и другие страны.

"Формально попытки распространить требования газовой директивы Евросоюза на строящийся сейчас "Северный поток-2" – это как раз попытки изменить правила игры, когда она уже в самом разгаре. Теоретически эти же ограничения ЕС может применить и к "Турецкому потоку", и другим проектам. Причем попытки блокировать работу проекта могут осуществляться и когда он уже введен в эксплуатацию – ярким примером стал газопровод OPAL (продолжение "Северного потока"), который несколько лет был загружен лишь наполовину из-за политических придирок.

Одной из гарантий продолжения "Турецкого потока" так или иначе является заинтересованность европейских стран-участниц. Эта труба даст Болгарии, Сербии, Венгрии и Словакии доходы от транзита газа, а также обеспечит им гарантированные и бесперебойные поставки энергоносителя для собственных нужд.

В свое время США и Брюссель активно противодействовали "Южному потоку" – это был масштабный проект по поставке 63 млрд кубометров газа в год. Это была стратегически важная инициатива с очень высокими ставками. На этом фоне продолжение "Турецкого потока" в Европе с 16 млрд кубометров смотрится гораздо более скромно и менее амбициозно. Потому, думаю, у европейских интересантов хватит сил его отстоять перед Европой – шансы на это довольно высоки", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 04.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики