Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем гасят лампочки Ильича?

Зачем гасят лампочки Ильича?

С 2014 года в России будет полностью запрещён оборот ламп накаливания. Им на смену должны прийти лампочки нового поколения. Однако эксперты считают, что усилия государства нужно направлять не на борьбу с лампочками Ильича, а на модернизацию сетевого хозяйства страны.

Гость программы — президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Васильевич Симонов.

— Как можно относиться к тому, что Россия, копируя опыт европейских стран, начинает с запрета на лампы накаливания?

По словам К. Симонова, отношение его к этому неоднозначное. Почему? Потому, что, с одной стороны, надо с чего-то начинать. И хорошо уже то, что в России как-то неожиданно задумались о проблеме энергосбережения, потому что на всех уровнях — от власти до простого населения — никто об этом никогда не думал с советских времён. Единственное, что борьба за энергосбережение выражалась в лозунге: «Уходя, гасите свет!» Ведь до сих пор это единственная технология энергосбережения, которая в России работает. Помните информацию о том, что в Министерстве экономического развития, которое считается либеральным, сам министр это признал, наняли специального человека, который ходит и за всеми выключает свет. Такова единственная технология, которую в стране научились использовать. Поэтому данную тему надо поднимать.

В России действительно колоссальные энергопотери, не только электричества у потребителей, но и в сетях. Там потери превышают 40 процентов. По теплу цифры потерь ещё выше, то же самое с водой — проблема труб, канализации. В стране деньги просто выбрасываются в трубу. И все об этом знают. Поэтому гость в студии положительно относится к самому факту, что данная тема, по крайне мере, обозначена.

С другой стороны, надо серьёзно просчитать, насколько лампочки помогут стране решить ситуацию с энергосбережением. Здесь вопросы возникают. В Госдуме должно пройти второе чтение закона об энергоэффективности. И если сравнивать данный закон в первом чтении и во втором, то в первом чтении закон был достаточно жёстким. И он вообще был не про лампочки, а про то, что практически все энергоприборы в стране должны будут контролироваться, и если потребитель будет потреблять более 3 кВт в час, то… Фактически должны были вводиться жесткие нормативы потребления по всем категориям товаров.

А ко второму чтению после дискуссии о том, не слишком ли жёсткие меры предлагаются, закон об энергоэффективности превратился в закон о лампочках.

Ещё важный момент. В первом варианте закона была идея о том, что нужно распространить на регионы некие нормативы по энергосбережению. Опять же благая идея, но, когда дело доходит до деталей, оказывается, что дьявол сидит именно в них. В проекте законе говорилось, что к такому-то году нужно будет снизить в стране на 20 процентов энергопотребление и что регионам будет спущен некий норматив. Какое решение бы принималось губернаторами, которые не понимают, как им этого добиться? Вырубать рубильник на два часа в день, что в некоторых регионах уже и происходит. Не потому, что электричества нет, а потому, что они готовятся к принятию нового закона. Одно дело — применять новые технологии, а другое — просто вырубать рубильник, потому что надо экономить свет. Два часа в день электричества не будет, потому что такая вот она борьба за энергоэффективность. Это уже происходит в некоторых регионах, и Константин Симонов боится, что именно так и будет везде. Похоже, это была бы уже вторая технология борьбы за энергоэффективность, которую в России, можно сказать, уже освоили.

— Европа уже много лет занимается вопросом энергоэффективности, и с лампочками она уже как бы заканчивает. Насколько Россия отстаёт от развитых стран в вопросах энергосбережения?

К. Симонов не согласился с утверждением, что энергосберегающие (люминесцентные), а потом светодиодные лампочки станут последним звеном в европейской программе энергосбережения. Европейским союзом принята масштабная программа, известная под названием «20 — 20 — 20». Суть её — это три идеи: сократить к 2020 году на 20 процентов энергопотребление, то есть повысить на 20 процентов энергоэффективность, на 20 процентов сократить выбросы CO2 и довести долю возобновляемых видов энергии в энергобалансе до 20 процентов. Задачи эти очень амбициозные. И нельзя сегодня говорить, что все проблемы Евросоюзом в этой области решены и осталось только заменить лампочки. На самом деле это будут достаточно чувствительные для населения программы. Во Франции уже разработана и принята программа энергосбережения до 2030 года. От государства до каждой квартиры будут введены определённые нормативы. Если подсчитать, то каждая квартира должна будет порядка 170 евро в год тратить на новые приборы: либо менять насосы в доме, которые качают воду, либо ставить солнечные батареи и т. п. В этой программе есть некие нормативы, сколько нужно потратить на энергосбережение. Если перевести всё на российские деньги, это составит сумму в 6–7 тысяч рублей в год. В России пока такой культуры нет, но и Европе предстоит очень много сделать. Эта программа многим напоминает планы строительства коммунизма.

В Европе сверху спущена достаточно масштабная задача, а в России стоит задача сделать хоть что-нибудь. К сожалению, в стране все свелось к эмоциональному обсуждению замены лампочек. Людей данная тема очень тронула. Хотя существует масса других вопросов. Надо заниматься не только сбережением электричества, но сбережением тепла, воды. Здесь можно применять достаточно простые технологии — те же счётчики на воду и тепло. Но оказывается, российское коммунальное хозяйство по теплу вообще не приспособлено к этому. Единые стояки в многоквартирных домах не позволяют применять счётчики.

По воде это можно делать, но и в данной области не без проблем. В ряде регионов, городов, районов некоторые компании имеют жесткую монополию на установку водосчётчиков. И хотя конкуренция в данной сфере постепенно развивается, сам процесс идёт очень тяжело. Многие россияне вообще не понимают, зачем это нужно. Потому что даже электричество для населения не такое дорогое, и до его экономии у него руки пока не доходят…

Прослушать запись:

Источник: Радио России, 23.10.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики