Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов: В вопросе транзита газа Киеву остается лишь пугать Европу Путиным

Симонов: В вопросе транзита газа Киеву остается лишь пугать Европу Путиным

Замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль 5 марта на конференции в Брюсселе заявила о том, что после завершения текущего газового контракта с РФ Киев будет придерживаться «плана А», который предусматривает новое соглашение по европейским правилам

Дипломат также отметила, что Украина вместе с партнерами разрабатывает некие предупредительные меры на случай, если Россия откажется подписывать контракт. 

 

О том, какие рычаги воздействия на Москву есть у Киева в этом вопросе, и о перспективах транзита газа в целом издание Украина.ру побеседовало с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

- Так что же это за предупредительные меры, о которых в своем выступлении говорила Зеркаль?

— Украинские чиновники и представители газотранспортного бизнеса делают похожие друг на друга заявления: «Договор придется подписать», «Транзит будет сохранен», «У нас есть аргументы и способы давления».

Но, по большому счету, единственный аргумент, который есть сегодня у Украины — это попытка продать европейцам политику. Они прямым текстом говорят, что если «Газпром» прекратит транзит газа через Украину, то Путин якобы начнет войну.

Это же откровенная белиберда. Тем более, если бы Украина исповедовала логику, что экономические связи позволят избежать вооруженного конфликта, она бы, наверное, эти связи не рвала. А они их рвут везде, кроме газового транзита.

Поэтому сегодня единственный аргумент, который у них есть, это политика. Они пытаются ее продать. Ведь если бы были какие-то другие внятные аргументы, «план Б», то давайте их озвучим. До конца контракта остается три квартала. Пора бы уже эти планы делать публичными.

Вместо этого Киев пытается всеми правдами и неправдами заставить европейских чиновников если не остановить строительство газопровода «Северный поток – 2», что невозможно, то попытаться придумать что-то, что этот проект каким-то образом может торпедировать. Как это было с историей с блокировкой половины мощностей. 

- В чем должна заключаться эта конкретика? 

— Если бы я был украинским чиновником, я бы резко снизил тарифы на транзит газа. Тогда можно было бы говорить, что Украина какой-то серьезный аргумент нашла. Ведь «Газпром» постоянно отмечает, что «Северный поток – 2» — это не политика, а экономика: этот проект гораздо выгоднее.

Если Киев сможет сделать транзит экономически обоснованным, пусть даст гарантии, что транзит будет каким-то образом конкурентен. Но пока Украина в экономическую плоскость это все не переводит. Если это произойдет, то можно будет о чем-то говорить.

Но пока этого нет, продается политика. Все эти «планы А», и «планы Б», и «план В» ставят своей целью убедить европейцев, что надо просто по политическим мотивам не дать страшной России напасть на Украину.

Якобы после того, как контракт закончится, русские танки сразу же войдут в Киев. Что является, конечно, бредом, но тем не менее везде тиражируется.  

- А как будет осуществляться транзит российского газа в Европу, если новый контракт не будет подписан? 

— Транзит будет осуществляться по газопроводам «Турецкий поток» и «Северный поток – 2», а остатки «Газпром» будет выкупать через аукцион.

По европейским правилам Украина должна свободную мощность выставить на торги. И если в пиковые зимние сезоны потребуется эту мощность докупить, то «Газпром» будет ее докупать безо всякого контракта. Здесь все европейские правила предусматривают.

На самом деле, европейское законодательство полностью на стороне «Газпрома», как бы смешно это не казалось. Именно поэтому Украина не собирается разделять «Нафтогаз» по требованию европейского законодательства. Киев — единственный, кто торпедирует переход на европейские правила.

Мы как раз заинтересованы в том, чтобы европейское законодательство, третий энергопакет на Украине работали. Мы этому будем только рады.

Источник: Украина.ру, 07.03.2019

 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики