Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российскому СПГ придется брать Индию ценами

Российскому СПГ придется брать Индию ценами

Индия вслед за Китаем наращивает импорт природного газа и в ближайшие пять лет может стать одним из самых быстрорастущих рынков мира. Основная битва развернется среди поставщиков СПГ. Найдется ли на индийском рынке достойная доля для России?

В Индии растет спрос на газ, но снижается внутренняя добыча газа. В результате, по оценкам компании Shell, впервые доля импортного газа в 2018 году превысила 50% - более 27 млрд кубометров. Премьер-министр Индии Нарендра Моди поставил задачу, чтобы доля газа в энергобалансе страны выросла с 6,5% до 15%. До последнего времени в Индии действовало 4 терминала СПГ, а через семь лет их количество должно увеличиться еще на 11. Их общая мощность превысит 70 млн тонн (96 млрд кубометров). Причем, очередной, пятый терминал СПГ, запустили вчера, 6 марта. Премьер-министр Индии дал старт работе терминалу по приему сжиженного газа Ennore в Тамил Наду. С терминала мощностью 5 млн тонн (около 7 млрд кубометров) будут поставлять газ по еще строящемуся газопроводу протяженностью 1244 километра для НПЗ, нефтехимических заводов, заводов по производству удобрений и газовых электростанций.

О росте потребления газа в Индии может говорить такой факт: государственная транспортная компания Maharashtra State Road Transport Corporation (MSRTC) объявила о том, что переводит 18 тысяч своих автобусов на газ для снижения расходов.

Крупнейшим поставщиком газа для Индии остается Катар. Он обеспечивает 60% импортируемого СПГ. Далее идут Австралия, Западная Африка и США. Последние, по данным управления информации Минэнерго Соединенных Штатов (EIA), нарастили поставки в прошлом году почти втрое — до 1,6 млрд кубометров.

В прошлом году в Индию начались и поставки российского СПГ. Одну спотовую партию, около 100 млн кубометров, доставила торговая «дочка» «Новатэка» — Novatek Gas and Power Asia Pte. Ltd. Еще 1 млрд кубометров — Gazprom Marketing & Trading, принадлежащая «Газпрому». По контракту с индийской GAIL, российский холдинг начнет полномасштабные поставки СПГ в страну в объеме 2,5 млн тонн (3,45 млрд кубометров) с 2022 года. Их «Газпром» закупает у проекта «Ямал СПГ».

Контракты индийских компаний с США превышают «газопромовский» более чем вдвое — 6 млн тонн (8,2 млрд кубометров). И их портфель продолжает расти. В феврале индийская Petronet заключила с американской Tellurian Inc соглашение об инвестициях в строящийся терминал СПГ в Луизиане.

Главным козырем России всегда был трубопроводный газ. Однако в отличие от Китая тянуть газопровод в Индию слишком далеко, а существующие проекты других стран тянутся десятилетия и так и не доведены до конца.

«Индия заинтересована в стабильном импорте трубопроводного газа. Однако существующим проектам уже не один десяток лет. Дальше всех из них продвинулся проект ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия), но и его перспективам угрожает нестабильная обстановка в Афганистане. В разных плоскостях продолжаются обсуждения по строительству газопровода из Ирана. Однако, на сегодняшний день, любой из существующих проектов газопроводов в Индию — это по-прежнему уравнение со многими неизвестными», — считает аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Сергей Капитонов.

Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан отмечает, что туркменский газ кокунрентноспособен и Ашхабад очень заинтересован в новом маршруте поставок. «Я думаю, что трубопровод ТАПИ будет реализован. Хотя, конечно же, его не удастся ввести в эксплуатацию, как было заявлено, к декабрю 2019 года, — говорит эксперт. — Строительство трубопровода идет медленно и есть проблемы с финансированием проекта. Проект масштабный, протяженность трубопровода 1735 км, он пролегает через территорию Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии. Его можно сравнить с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан. Строительство данного трубопровода удалось завершить в течении трех лет и ввести в эксплуатацию в конце мая 2006 год. Однако строительство ТАПИ началось в декабре 2015 года и до сих пор не сообщалось даже о том, что завершена хотя бы его туркменская часть, протяженность которой составляет всего 11% всего маршрута».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что для России Индия — это рынок СПГ, который в перспективе может повторить путь Китая по скорости роста. «Российским компаниям он также даст возможность участвовать в развитии инфраструктуры как внутри Индии, так и для поставок газа из третьих стран, прежде всего, Ирана», — говорит эксперт.

Индия при этом — отменный переговорщик, который не хочет переплачивать за товар. Это показали долгосрочные контракты по поставкам СПГ. В 2015 году катарская RasGas пошла на уступки индийской Petronet и согласилась изменить формулу цены так, что цены для Индии снизились почти вдвое, но увеличился объем — до 8,5 млн тонн в год (11,7 млрд кубометров) до 2028 года. Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил тогда, что госкомпания сэкономит $ 3 млрд. Осенью 2017 года снизить цену пришлось уже и американскому нефтегиганту ExxonMobil. Он поставляет СПГ в Индию из Австралии. Взамен на увеличение ежегодных поставок с 1,5 млн тонн до 2,7 млн тонн американцы согласились взять на себя расходы по доставке сжиженного газа и изменить формулу ценообразования в сторону снижения. Министерство нефти Индии оценило экономию от новых условий контракта в $ 600 млн. Похожая история постигла и «Газпром», которому пришлось в прошлом году пойти на уступки по контракту еще 2012 года. Как замечал «Коммерсант», маржа «Газпрома» оказалась после новых договоренностей невелика. В Индии же заявили о значительной экономии. Как сообщало индийское издание The Economic Times, ссылаясь на письменный ответ министра нефти Индии Дхармендры Прадхана, Gail снизит затраты по контракту более чем на $ 1 млрд. Издание The Hindu при этом отметило, что первая поставка газа от «Газпрома» прошла по цене почти $ 250 и оказалась дешевле, чем у конкурентов из Катара, Австралии и США.

Впрочем, борьба поставщиков разгорится, скорее всего, не за долгосрочные, а спотовые поставки, которые уже сегодня составляют значительную часть закупок индийских компаний. Сергей Капитонов отмечает, что спрос на СПГ в Индии напрямую зависит от уровня цен на сжиженный газ на рынке. «Чем ниже цены на СПГ, тем больше импортирует Индия», — говорит аналитик по газу. По его мнению, рост поставок спотовых партий российского СПГ в Индию напрямую зависит от их конкурентоспособности на местном рынке.

Одной из проблем, с которыми сталкивается российский СПГ в Индии, ограниченные объемы, которые пока российские производители могут поставить в страну. Например, «Ямал СПГ» только в этом году выйдет на проектную мощность в 16,5 млн тонн и почти весь газ законтрактован. Поэтому ближайший источник российского СПГ для Индии — проект «Арктик СПГ 2», который запланирован к запуску в 2023 году. Зампред правления «Новатэка» Марк Джетвей говорил, что лишь половина произведенного СПГ из 20 млн тонн (27 млрд кубометров) будет поставляться по долгосрочным контрактам. Остальное — на спотовый рынок. Во время конференции IP Week в Лондоне в конце февраля он заявил, что «Новатэк» способен будет поставлять газ, например, в Европу по цене $ 3,15 за MMBTU ($ 112 за тысячу кубометров) вместо нынешних $ 6 за MMBTU, тогда как у американских производителей она составляет $ 7-$ 8 ($ 248−284 за тысячу кубометров).

Источник: EADaily, 07.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики