Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина сделала все для потери газового транзита

Украина сделала все для потери газового транзита

С января 2020 года прекращается транзит газа с Украины в Турцию по Трансбалканскому маршруту. Газпром официально уведомил об этом Болгарию в письме. Украина тем временем продолжает стенать, что она сделала для сохранения транзита все, что могла, но ненавистная Россия, а теперь еще и Германия, все испортили. Почему худшие опасения «Нафтогаза» начинают оправдываться?

«Болгария получила официальное письмо от «Газпром экспорта», в котором говорится, что он планирует прекратить транзит газа по Трансбалканскому маршруту с Украины в Турцию с января 2020 года», – заявила министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова.

Страхи Украины становятся реальностью. Киев не раз обвинял Россию в том, что строящиеся Газпромом обходные газопроводы – это политические проекты, и главная цель Москвы – лишить Украину транзита. Глава Нафтогаза Андрей Коболев, который скоро может лишиться своего места, успел даже расширить список виновных в бедах украинской ГТС. «Нафтогаз» прилагает максимум усилий, чтобы сохранить транзит газа через Украину после 2019 (года). Однако, учитывая действия России, Германии и части украинского политикума, уверенности в сохранении транзита нет», – написал Коболев в Facebook. В связи с этим, по его мнению, подход к обновлению украинской газотранспортной системы должен быть «взвешенным и ответственным». На прошлой неделе исполнительный директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко тоже сильно переживал, что транзит российского газа через Украину прекратится в 2020 году.

Между тем Россия в лице президента и руководства Газпрома ранее говорила, что Москва готова сохранить украинский транзит, только в меньших объемах. По экспертным оценкам, Украина могла бы заполучить 15–40 млрд кубометров газа после окончания срока действия текущего транзитного контракта 31 декабря 2019 года. Тем более что российские обходные газопроводы не выйдут в одночасье на свои проектные мощности, а будут наращивать их постепенно.

Трансбалканский газопровод – это один из двух текущих маршрутов, по которым российский газ доставляется в Турцию через Украину, Румынию и Болгарию в объеме 15 млрд кубометров. Второй маршрут – по «Голубому потоку» – это прямой путь доставки российского газа в Турцию по морю из России (в объеме 15–16 млрд кубометров в год).

С 1 января 2020 года уже совершенно точно заработает первая нитка «Турецкого потока», по которой пойдут в Турцию те 15 млрд кубов газа, которые сейчас идут транзитом через Украину. Первая нитка заберет на себя объемы, идущие сейчас по Трансбалканскому газопроводу.

«С одной стороны, это и так было понятно, и письмо Болгарии для этого было не нужно. С другой стороны, Газпром, видимо, использует это письмо, чтобы наглядно показать, что все это не шутки. С 31 декабря 2019 года действие транзитного контракта между Россией и Украиной заканчивается. И дальше никаких оснований для прокачки газа через Украину и далее в Болгарию и в Турцию по Трансбалканскому газопроводу не будет», – не исключает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Чуть более непонятная ситуация сейчас со второй ниткой «Турецкого потока», которая должна запитать газом Болгарию, Сербию и Венгрию. «Для удовлетворения нужд в газе самой Болгарии даже строить ничего не надо. Вторая нитка «Турецкого потока» приходит в Турцию, и дальше этот газ может поступать в тот же Трансбалканский газопровод. Ведь эта труба на границе Турции и Болгарии с нового года опустеет, поэтому ее можно будет использовать в реверсном режиме, то есть в обратном направлении. Теперь из Турции будут качать в Болгарию примерно 3,5 млрд кубов российского газа для нужд болгарских потребителей», – говорит Юшков.

Другой вопрос – успеют ли европейцы достроить перемычку между Болгарией и Сербией к 1 января 2020 года, чтобы запитать газом также Сербию и далее Венгрию.

Сербская компания Gastrans активно занимается газопроводом, который пройдет от границы Болгарии через Сербию до Венгрии, проектной мощностью до 13,88 млрд кубометров газа в год. Накануне сербы открыли сбор обязывающих заявок на бронирование мощностей в новом газопроводе, который примет газ «Турецкого потока». Участникам рынка предлагаются для бронирования на 20 лет мощности с точкой входа в пункте Zajecar на границе с Болгарией и четырьмя возможными точками выхода – в пункте Horgos на границе с Венгрией, а также пунктами сдачи газа в Сербии.

Газопровод между Болгарией и Сербией должен быть введен в эксплуатацию с 1 января 2020 года, то есть Сербия должна успеть к сроку завершения российско-украинского транзитного контракта. Но пункт сдачи газа на границе с Венгрией заработает только с 1 октября 2021 года, говорится в материалах Gastrans. В итоге газ по второй нитке «Турецкого потока» сможет пойти (через Болгарию, Сербию и Венгрию) в Западную Европу не ранее четвертого квартала 2021 года.

«На самом деле Газпром не устраивает диалог с «Нафтогазом». Газпром здесь дискутирует с ЕС. Это Евросоюз поставил условие, что обходные газопроводы не должны убирать Украину как транзитера. Россия пошла навстречу и заявила, что готова сохранить транзит Украины, но в гораздо меньших объемах, чем сейчас. Это только подтверждает, что мы строим обходные газопроводы не для того, чтобы экономически убить Украину, а для того, чтобы изменить маршруты поставок газа в Евросоюз. Мы снимаем объемы с Украины потому, что это экономически невыгодный маршрут доставки», – говорит Юшков. По его словам, стоимость доставки газа с Ямала до Германии по «Северному потокому – 2» оказалась ниже, чем через Украину. На юге дешевле качать газ в Турцию и страны Юго-Восточной Европы по «Турецкому потоку».

Собственно, до столь неприятной ситуации Украину довело исключительно собственное руководство – государственное и нафтогазовское. Маршрут доставки всегда можно изменить, а выиграет тот, у кого есть что поставлять. И Киев это прекрасно знал. Если бы Украина не политизировала коммерческие отношения Газпрома и «Нафтогаза», взаимодействовала бы в рамках нормального делового диалога, берегла бы и вкладывалась бы в свое советское достояние – газотранспортную систему, то есть сделала свою трубу конкурентоспособной, Газпром не ушел бы строить новые современные газопроводы.

И даже сейчас, когда понятно, что Украина проиграла в этой борьбе и с «Северным потоком – 2», и с «Турецким потоком», Киев продолжает играть в политику, а не мыслить прагматично. Ничего не делается для того, чтобы сохранить объемы транзита, пусть и не такие больше, как раньше, еще хотя бы на несколько лет, а то и десятилетие.

Украина пока делает все наоборот – ставит еще более жесткие и невыгодные условия России, как будто цель киевской элиты – не договориться, а развалить газовые переговоры. 

 

«Украина не предлагает конкурентных условий по транзиту. Во-первых, она ставит условие «качай или плати», что создает для нас дополнительный риск, во-вторых, хочет увеличения ставки транзита. Наконец, Украина требует качать 100 млрд кубов транзита, хотя столько уже много лет по украинской трубе не качали. И прочие несбыточные мечты вплоть до вложения денег в модернизацию ее ГТС. При этом при украинском транзите Газпром в любом случае будет платить «Нафтогазу» или его преемнику, а за прокачку газа по морской части «Турецкого потока» будет платить своей же дочерней структуре», – говорит Юшков. Поэтому продолжит Украина быть транзитной страной с 2020 года или нет – это, по большому счету, решать ей самой. Достаточно всего лишь предложить такие условия, которые будут лучше, чем у Газпрома по его новым обходным газопроводам. По крайней мере, Европу бы это сразу убедило.

По сути, Газпром для доставки газа в Европу пересаживается на собственную современную иномарку с «Газели» 1980 года выпуска, принадлежащей чужому дяде, который за все эти годы ни разу не делал даже ТО машины, скотчем приделывал отвалившиеся ручки и маркером закрашивал коррозию на кузове. Ездить на собственной машине не только комфортней, но и значительно дешевле, чем в старой маршрутке с неконкурентной ценовой политикой. 

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 12.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики