Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Основы партнерства России и Евросоюза пошатнулись

Основы партнерства России и Евросоюза пошатнулись

Почему Европарламент призывает остановить «Северный поток-2»

Россия и Евросоюз больше не стратегические партнеры. Депутаты Европарламента решили, что политика Москвы противоречит целям и ценностям ЕС. В своей резолюции они призвали европейских политиков остановить реализацию проекта «Северный поток-2», и вообще пересмотреть соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Россией. Насколько вероятно, что Брюссель пойдет на конфронтацию с Москвой? И что теперь ждет «Северный поток-2»? Разбирался Александр Рассохин.

После присоединения Крыма, войны на востоке Украины и «дела Скрипалей» ни о каком стратегическом партнерстве с Россией речи быть не может, заявил Европарламент. И в итоге предложил расширить санкции, пересмотреть соглашение о сотрудничестве и партнерстве, а также отказаться от «Северного потока-2», ведь проект усиливает зависимость европейских стран от России. Звучит тревожно. Впрочем, партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин призывает не делать поспешных выводов: «Это резолюция, это не введение новых законодательных норм, которые могли бы помешать проекту, это национальная декларация, которая за собой не несет никаких практических мер».

«Северный поток-2», по сути, единственный проект такого уровня, который еще как-то связывает Европу и Россию. Однако некоторые страны ЕС настаивают, что строительство газопровода — вопрос не столько экономический, сколько политический. Труба, к примеру, идет в обход Украины, а это бьет по казне Киева. Тем временем Германия, Австрия и другие партнеры по проекту настроены завершить строительство, а потому вряд ли они поддержат резолюцию. Позицию европейцев могут скорректировать разве что Соединенные Штаты. Вашингтон заинтересован в европейском рынке, но не в усилении на нем позиций «Газпрома».

Вот и The Wall Street Journal пишет, что Белый дом готовит санкции против инвесторов «Северного потока-2». Но президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов настроен оптимистично: даже если участники выйдут из проекта, газопровод успеют достроить до конца года. «Пять европейских компаний прекратят финансирование этого проекта. Ну и что? Там осталось чуть больше миллиарда евро привлечь, это не те деньги, которые остановят этот проект. Швейцарская компания Allseas, которая осуществляет укладку трубы, не уйдет из проекта, потому что это семейная компания, у нее нет американских акционеров, нет серьезного бизнеса в Соединенных Штатах. Они готовы к этим санкциям, понимают, что этот риск был. У них огромный контракт с “Газпромом”, зацепить их не за что», — пояснил Симонов.

Другое дело, вопрос стратегического сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Соглашение о партнерстве подразумевает в том числе взаимодействие европейского и российского бизнеса. Документ после «русской весны» 2014 года заморозили, но вот отказ от него может привести к полной экономической изоляции двух сторон, говорит президент ассоциации Евро-атлантического сотрудничества Татьяна Пархалина: «Последние года полтора на 27% вырос товарооборот между Россией и ЕС. Мы этот темп потеряем — это сокращение их присутствия здесь, какие-то барьеры по выходу нашего бизнеса в европейских странах, то есть сокращение опоры стратегического партнерства, какой является экономика.

Если и ценностный разрыв будет увеличиваться, то мы вползем, наверное, в состояние уже не облегченной холодной войны, а в очень серьезное противостояние».

Главный вопрос сейчас: как все же к решению Европарламента отнесутся руководители стран ЕС? Кстати, есть мнение, что такая антироссийская резолюция — лишь часть пиар-акции отдельных депутатов в преддверии выборов в парламент, которые пройдут в конце мая. Причем, судя по растущим рейтингам евроскептиков, не исключено, что в новом созыве окажутся куда более лояльные к России лица.

Резолюцию раскритиковали российские политики. Глава международного комитета Совета федерации Константин Косачев заявил, что документ скорее отражает интересы американских лоббистов, а не Европы. «Европарламент элементарно не готов к диалогу и защите позиции лицом к лицу с нами, российскими парламентариями», — добавил сенатор в Facebook

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 13.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики